как рассчитывается маржинальная прибыль

Описание страницы: что; такое маржа и; как; ее рассчитать от профессионалов для людей.

Что такое маржа и как ее рассчитать

Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.

Говорим только о марже в бизнесе

Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.

В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.

Что такое маржа и маржинальность

В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.

Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.

Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.

Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.

Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.

Читайте так же:  мамы чувашии детские пособия в контакте

Теперь пример из другой сферы.

Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.

Маржу считают в рублях. Давайте на примере.

Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.

Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.

Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.

Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.

По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.

Иногда маржинальность может быть отрицательной.

Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.

Отличие маржинальности от наценки

Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.

Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.

Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.

Для чего нужен расчет маржинальности

Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.

Читайте так же:  могут ли арестовать кредитную карту

Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.

Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.

Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.

Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.

Например, в структуру переменных расходов входят:

  • закупочная стоимость товара;
  • бонус менеджера по продажам;
  • стоимость доставки товара.
Видео (кликните для воспроизведения).

При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:

  • возможно, повысилась закупочная цена, а закупщик об этом не сообщил;
  • бонусы менеджера слишком высоки либо неверно выстроена система мотивации;
  • выросла цена доставки и нужно поискать другую компанию-грузоперевозчика.

Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.

Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.

Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.

Как рассчитать и контролировать маржинальность

Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.

Читайте так же:  совершение преступления в состоянии опьянения является

Отчет о прибылях и убытках в сервисе «ФинТабло»

Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.

Пример отчета о прибылях и убытках

Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.

Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.

Маржинальность. Считаем в экселе

Чтобы отслеживать, что происходит с бизнесом, нужно считать маржинальность — разницу между себестоимостью товара и выручкой. В целом, чем больше эта разница, тем выше маржинальность, а высокая маржинальность — это высокая прибыль и успешный бизнес.

Как посчитать

В таблице мы собрали формулу расчета маржинальности. Ее можно использовать, чтобы посчитать маржинальность одного товара или бизнеса в целом. Для примера мы заполнили ее простыми цифрами:

Магазин покупает носки по 100 рублей, а продает по 300 рублей. За месяц он продал 200 пар и заработал 40 000 рублей. Маржинальность — 67%.

Вот как это выглядит:

Мы взяли упрощенный пример, чтобы показать, как в целом считают маржинальность. В жизни всё сложнее: к закупочной цене носков прибавятся затраты на доставку, хранение на складе, зарплаты сотрудникам, и такой высокой маржинальности уже не будет.

Читайте так же:  обеспечение труда работников на охрану труда

Чтобы правильно рассчитать маржинальность, в себестоимости товара важно учитывать все расходы на его закупку или производство, доставку, хранение и непосредственную продажу.

Для расчета маржинальности вам нужно заполнить цифры, которые выделены синим. Забиваете данные по своей компании, и получается маржинальность в деньгах и процентах:

  • количество в «Выручке» и «Себестоимости» — количество проданных товаров за последний или любой другой месяц;
  • средний чек — сколько в среднем платит один клиент за раз. Чтобы узнать средний чек, все покупки нужно разделить на количество чеков;
  • цена — сколько стоит товар без наценки, но с учетом всех расходов.

Дальше разберем, что с этим знанием делать.

Есть некоторая путаница между маржинальностью, маржой и маржинальной прибылью. В целом маржа и маржинальность — это одно и то же, эти показатели считают в рублях или процентах.

Магазин продает носки по 300 рублей, а покупает у поставщиков по 100, маржа — 200 рублей. В процентах это 67%.

Маржинальная прибыль — это то же самое, но только маржу обычно считают на единицу товара, а маржинальную прибыль с выручки за период, например за месяц.

Магазин носков продал за месяц 100 пар, маржа пары так и осталась 200 рублей, а вот маржинальная прибыль стала 20 000 рублей. В процентах это всё те же 67%.

Предприниматели используют разные термины и формулы, но обычно для расчета маржинальности берут стоимость товара или выручку и делят на себестоимость.

Что делать с результатами

Маржинальность показывает, какую долю в выручке занимает прибыль. Например, маржинальность 10% означает, что 90% денег потратили, чтобы получить эти самые 10%.

Самая большая маржинальность в 100% возникает, если на товар совсем нет расходов, но так не бывает. Еще маржинальность может быть отрицательной, если расходы на товар превышают выручку.

Читайте так же:  порядок покупки автомобиля с рук

Маржинальность считают, чтобы оценить эффективность компании в целом, но еще этот показатель помогает понять, какие товары приносят больше денег.

Компания производит и продает ламинат и паркет. Выручка от продажи паркета — 200 000 рублей в месяц, а от продажи ламината — 150 000 рублей. Компания решает, что раз паркет приносит больше денег, выгоднее производить его, и начинает больше вкладывать в производство и рекламу паркета.

Если же посчитать маржинальность, окажется, например, что у паркета она 25%, а у ламината 47%. И даже если пока ламинат приносит меньше денег, выгоднее продавать его: доля прибыли в выручке от ламината выше. Компания может расширить ассортимент ламината, разместить рекламу и придумать акции, чтобы привлечь интерес к товару.

Еще маржинальность можно считать каждый месяц и сравнивать с предыдущим. Например, компания увеличила наценку на товар, а маржинальность не изменилась — в этом случае нужно смотреть, почему растут расходы на товар. Возможно, сырье подорожало сильнее, чем казалось сначала, и нужно сменить поставщика.

как рассчитывается маржинальная прибыль
Оцените статью
Изображение - как рассчитывается маржинальная прибыль serjkamysh
Автор статьи: Сергей Камышов

Позвольте представиться. Меня зовут Сергей и я уже более 7 лет оказываю юридические услуги. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here