Особенности использования земель общего пользования

Описание страницы: особенности использования земель общего пользования | жилсервис плюс 2019 от профессионалов для людей.

Особенности использования земель общего пользования

Земли общего пользования входят в общую классификацию земель Российской Федерации. К каждой категории относятся определенные участки, которые должны применяться по назначению. Что такое земли общего пользования, и какие территории относятся к ним? Давайте попытаемся выяснить.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2F55f7c1d0802681-1024x680

Итак, земли общего пользования в населенных пунктах России включают в себя следующие типа участков:

  • пути сообщения (улицы, площади, переулки, дороги, проспекты и т. д.)
  • территории, которые используются для удовлетворения потребностей граждан (парки, скверы, детские сады, пляжи, реки, озера и прочее)
  • территории для хранения отходов различного вида или с заводами для переработки мусора.

Проще говоря, эта категория состоит из всех земель, которые используются для обслуживания населения, городов и других населенных пунктов. Земли общего пользования могут применяться для постройки различных сооружений, которые соответствуют разрешенным направлениям. Это касается капитальных строений. Если мы говорим о зданиях временного или облегченного типа, то их возведение также допускается. Однако при этом они не должно вредить целевому назначению.

Что касается территории на улицах, скверах, парках и в других местах, то они могут передаваться физическим или юридическим лицам, государственным или общественным организациям в аренду. На этих участках допускается установка торговых точек, киосков и других объектов для временной эксплуатации.

Земли общего пользования не передаются одному лицу. В большинстве случаев они используются для обеспечения комфортных условий для всех граждан, проживающих на определенной территории. Применение их не ограничивается ничем, кроме целевого назначения, а доступ к землям имеет все население. Использование общественных земель осуществляется на бесплатной основе.

Выполнение каких-либо работ, которые могут препятствовать доступу граждан к общим территориям запрещено. Исключение составляют те случаи, когда местная организация выдает разрешение на проведение каких-то мероприятий, предусматривающих перекрытие улиц и прочее.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2Fmezhevanie31-150x150

Постройки, находящиеся на территориях общего пользования, могут эксплуатироваться физическими или юридическими лицами. При этом единственная возможная форма передачи права пользования – это аренда. Эксплуатация приватизированных объектов требует заключения соответственного договора, уплаты арендной платы и других сборов согласно действующему законодательству.

Однако есть один важный нюанс. В законе Российской Федерации указано, что такое договор аренды. Если говорить простыми словами, то он предусматривает передачу какого-то имущества во владение и использование на определенный срок арендатору. Он в свою очередь должен вносить регулярные платежи за землю. Поскольку речь идет об участках общего пользования, то здесь возникает проблема. Право пользования предоставляется одному человеку, но закон говорит об обратном. Эксплуатация земель общего пользования доступна каждому гражданину РФ, причем платить за это он не обязан. Выходит, что в этой ситуации арендатор должен платить свои средства за всех пользователей конкретного земельного участка или получить исключительное право на владение земли, что запрещено. Подобные дела могут решаться в суде, однако процесс будет длительным и запутанным. Более того, согласно 36 статье ГК России, возведение строений на таких территориях не допускается. На сегодняшний день законом не предусмотрено никакого правового решения этой проблемы в чью-либо пользу.

[smartcontrol_youtube_shortcode key=”Захват земель общего пользования” cnt=”1″ col=”1″ shls=”true”]

Может ли земля общего пользования передаваться какому-то лицу в личное пользование? На сегодняшний день это прямо запрещено законом. Поскольку это территория, предназначенная для общественности, то иметь доступ к ней имеет право любой человек.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2F85a6c3ab695e2306ba67da637f1602f4122222221-150x150

Если мы говорим о территориях для ведения садоводства, то здесь также имеет место право общего пользования. Однако возможно получение определенной территории, которая будет использоваться для хозяйства или возведения постройки. Такие вопросы решаются на общих собраниях при участии главы общественного объединения.

[smartcontrol_youtube_shortcode key=”Земли общего пользования” cnt=”1″ col=”1″ shls=”true”]

Земельный кодекс Российской Федерации и статья 35 предусматривает порядок использования участков, на которых размещены здания. Так, если часть сооружений находится на чужой земле, то при переходе права собственности человек получает возможность использования занятой части чужого участка.

Если же владельцами здания являются несколько человек, то эксплуатация земельного участка будет осуществляться в соответствии с долей каждого собственника на сооружение.

Земли общего пользования и особенности их эксплуатации в 2019 году

Во многих населенных пунктах есть территории общественного, социального, природного, рекреационного и иного значения. Посещать их с целями, не запрещенными законом, может любой желающий, ведь это – земли общего пользования (ЗОП). Поскольку такая правовая конструкция предусмотрена российским законодательством, стоит разобраться, что относится к таким землям, как их может использовать население и что входит в нормативно-правовую базу.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fpravovdom.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2Fzemli-obshhego-polzovaniya-01

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 Гражданского Кодекса . Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

  • участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
  • территории не закрыты для общего доступа;
  • собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.
Читайте так же:  Выселение из муниципальной (неприватизированной) квартиры основания, судебная практика, иск

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по Земельному кодексу (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

  • территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
  • чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
  • участки общедоступны;
  • наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
  • для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fpravovdom.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2Fzemli-obshhego-polzovaniya-02-1

В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

  1. Земли общего пользования в населенных пунктах, то есть участки, которые изначально имеют такой юридический статус. В их состав входят:
    • пути сообщения: дороги, улицы, проезды, переулки, дворы многоквартирных домов и так далее;
    • территории удовлетворения культурно-бытовых потребностей: парки, скверы, бульвары, площади;

Подробности содержатся в статье «Категории земель в РФ».

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fpravovdom.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2Fzemli-obshhego-polzovaniya-03

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fpravovdom.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2Fzemli-obshhego-polzovaniya-04

По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 Налогового кодекса , плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 13АП-9746/2015 по делу № А21-9107/2014.

Независимо от того, находятся ли ЗОП в аренде у частных лиц или нет, земельный налог с них не взимается.

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ. В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории. Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 КоАП , что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

  • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
  • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.
Читайте так же:  Можно ли оспорить дарственную

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fpravovdom.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F02%2F3png-150x150

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Имущество и земли общего пользования: что такое СНТ и ДНТ, какие особенности использования?

Практически каждая семья в нашей стране имеет дачный участок, на котором выращивает урожай и отдыхает в летний период. Все земельные участки относятся к определенной форме собственности и по закону должны быть оформлены. Те из них, которые не обрабатываются на протяжении долгих лет, переходят муниципалитету и могут быть переданы садовым товариществам как имущество общего пользования. Также к имуществу СНТ и ДНТ относятся социально значимые объекты, которыми пользуются садоводы.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fsempravorf.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Основные документы, регламентирующие использование земельных участков – Земельный и Градостроительный кодексы. Земли общего пользования подпадают под действие этих нормативных документов. К таким земельным наделам относятся участки, которые располагаются в населенных пунктах и дачных массивах. Они предназначены для реализации прав граждан, имеющих собственность на данной территории, и считаются неделимым имуществом.

Землями общего пользования являются:

  • дороги, транспортные развязки;
  • общественно значимые сооружения;
  • места хранения и захоронения мусора.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fsempravorf.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Есть несколько вариантов организации дачных товариществ. Наиболее распространенные из них:

  • садовое некоммерческое товарищество (СНТ);
  • дачное некоммерческое товарищество (ДНТ).

Эти формы очень похожи, но имеют отличие в праве распоряжения имуществом для общего пользования. Основанием различия является правовой статус этих товариществ.

На территории СНТ располагается имущество для общего пользования, к которому относятся:

  • дороги, переулки, проезды, проходы;
  • пожарные и другие водоемы;
  • линии электропередач, трубопроводы, теплотрассы;
  • помещения СНТ, клубы, сторожки, детские площадки и пр.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fsempravorf.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Для того, чтобы посчитать, какая площадь приходится на земли общего пользования, необходимо из общей территории СНТ вычесть собственность граждан. Садоводы могут оформить земли в бессрочное пользование или распоряжаться ими по согласованию со всеми членами товарищества (после принятия решения на собрании).

Такие земли должны быть документально оформлены на основании акта передачи в собственность СНТ. Члены товарищества вправе их приватизировать, обратившись с совместным заявлением. Решение о переводе в долевую или совместную собственность необходимо заверить протоколом собрания всех участников СНТ.

Дачное товарищество имеет статус юридического лица и может находиться как в городе, так и за его пределами. При этом на территории ДНТ разрешено строительство жилых домов из-за близости коммуникаций.

Имущество ДНТ делится на:

  • участки, находящиеся во владении граждан;
  • собственность самого товарищества.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fsempravorf.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Имущество для общего пользования, находящееся на территории ДНТ, относится ко второй категории. Оно не может быть передано в собственность муниципалитета или конкретного члена товарищества. К нему относятся детские площадки, места сбора мусора, ЛЭП, водоемы и другие общественно значимые объекты. Решение относительно их использования принимается на общем собрании дачников.

Оформление земель общего пользования в собственность членов товарищества имеет ряд преимуществ:

  • процедура бесплатная;
  • земля имеет четкие границы, которые подтверждены кадастровым учетом (это исключает риск самозахвата);
  • строения, построенные на средства участников товарищества можно зарегистрировать и использовать по назначению (культурный клуб, медпункт и пр.);
  • земельные участки общего пользования товарищество имеет право продавать, сдавать в аренду, застраивать и пр. (на основании решения собрания).

Недостатки оформления в собственность СНТ земель общего пользования:

  • необходимо заботиться и облагораживать территорию за собственные средства товарищества;
  • оплата налогов.

Оформление и использование земель общего пользования

Поговорим о том, можно ли заполучить общественные земли, и как это правильно сделать.

К таким объектам относятся:

  • улицы и площади;
  • проезды и автодороги;
  • набережные и парковые территории;
  • водные объекты и пляжи.

Земли общего пользования не передаются в индивидуальную собственность. Однако некоторые объекты могут быть оформлены во временное пользование. Подобные действия проводятся с обязательным условием того, что их использование всеми желающими никак не будет ограничено.

Если на участке, который передается в общественное использование, уже есть объекты частной собственности, закон разрешает сдавать наделы под этой недвижимостью в аренду на 49 лет.

Читайте так же:  Как выписаться из квартиры в никуда по собственному желанию

Возможные варианты использования земель общего пользования

Так как оформить в собственность общие земли невозможно, существует только два варианта их использования:

  • аренда;
  • безвозмездное бессрочное пользование.

Аренда это самый распространенный вид правоотношений, которые оформляются между владельцами капитальных строений, находящихся на участках общего пользования, и собственником этой земли (государством).

Аренда используется тогда, когда одной из сторон сделки является юридическое лицо. Если же речь идет о взаимоотношениях обычного гражданина и государства, то вариантом получения надела во владение будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования. И при аренде, и при бессрочном пользовании арендатор имеет право возвести на участке какой-нибудь капитальный объект.

Если строение прошло государственную регистрацию, и на него оформлено право собственности, владелец может производить с ним любые юридические действия: продать, подарить, оставить в наследство. При таком раскладе земля под сооружением перейдет к новому собственнику строения. Однако ввиду того, что оформить в собственность такой надел нельзя, произойдет лишь переход права аренды.

В гражданском законодательстве переход прав на земельный участок от одного арендатора к другому именуется переуступкой права аренды.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fm.pravoved.ru%2Fuserfiles%2Farticledocs%2Fart%2F218%2F641-b1afd84e

Так как общие земли находятся в собственности у государства, порядок их налогообложения имеет свои особенности:

  • участок арендован физическим или юридическим лицом.

Налоги на него будут начисляться, только если там нет строений, оформленных как недвижимое имущество. Если такие объекты есть, земельный налог заменяется арендной платой;

  • у земли нет конкретного пользователя.
Видео (кликните для воспроизведения).

Земельный налог будет заменен другим, а его сумма будет разделена на всех пользователей надела;

  • участок расположен в пределах СНТ.

Налог за территории садового некоммерческого товарищества обязаны платить все владельцы наделов этого объединения.

Частым нарушением законодательства об использовании земель общего пользования является самозахват таких территорий. Ответственность за проступок предусмотрена в ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно этой статье под самозахватом общих земель понимается их самовольное занятие и эксплуатация без наличия соответствующих разрешений. Самозахватом надела общего пользования называется использование участка без документов.

Наказание за такое правонарушение назначается по этой же статье. Оно предполагает наложение штрафа:

  • от 500 до 1 тыс. руб. для физических лиц;
  • 1-2 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 2-20 тыс. руб. для организаций.

Если на участке уже что-то самовольное построено, одним штрафом отделаться не получится. Строение придется снести и восстановить первоначальный вид территории. Нарушитель обязан сделать это за свой личный счет.

Жалоба на захват земли, возведение незаконного строения или другое нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Ходатайство может подать как физическое, так и юридическое лицо.

СНТ сокращенное наименование садового некоммерческого товарищества, которое предполагает выделение людям земельных наделов под огород и другую подобную деятельность.

Относительно участков совместного использования в СНТ у многих возникает вопрос, нужно ли оформлять их в собственность товарищества. Такой обязанности законодательство не предусматривает, поэтому необходимость переоформления рассматривается в индивидуальном порядке.

Вопрос оформления таких наделов в собственность рассматривается в каждом отдельном случае индивидуально. Для постановки земли общего пользования в СНТ на кадастровый учет необходимо предоставить в регистрирующий орган следующую документацию:

  • схемы расположения земельных участков согласно проведенному межеванию, данные собственников, а также информацию о тех территориях, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий документы на использование и получение наделов;
  • учредительную документацию товарищества.

Бумаги передаются в орган местного самоуправления.

На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, в котором указываются частные земельные участки и объекты общего пользования.

Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают, что приватизация надела допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом исключается возможность определить в частное или долевое использование старые объекты. К примеру, есть дорога. Если соседи скинутся и заасфальтируют ее, то они не смогут оформить долевую собственность, поскольку она уже числилась по бумагам как общая.

Земли общего пользования это собственность государства. Приватизировать или купить такой участок не получится, его можно только взять в аренду. Особенности правового статуса таких наделов накладывают отпечаток как на возможности реализации, так и на режим налогообложения.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fbalance2.pravoved.ru%2Fimages%2Fdesign%2Favatar_male_client_default

В 2009 – 2015г при проведении межевания земель общего пользования на территории СНТ возникло некоторое количество участков, которые не значились ранее как участки для ведения садоводства. Председатель- по своему усмотрению, а правление – по некоторым отдельным решениям распределили эти участки без рассмотрения на собрании уполномоченных. Участки достались как Вы понимаете сугубо по решению узкого круга членов правления, а некоторые по решению председателя тем кто ближе оказался к председателю и правлению, были членами правления и ревизионной комиссии. Некоторые лица смогли получить несколько участков, которые сейчас успешно перепродаются. По ФЗ 171, сегодня с 2015 года, все понятно – решение может быть принято только на общем собрании членов СНТ. Вот и вопрос – законно ли были распределены выше указанные участки. ? Как мне председателю ревизионной комиссии отразить эту ситуацию в акте проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год?

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fbalance2.pravoved.ru%2Fimages%2Fdesign%2Favatar_male_lawyer_default

Незаконно, так как распоряжение общим имуществом СНТ — только по решению общего собрания.

Вопрос у вас в другом, — этот юридический дефект может не помочь вам расторгнуть сделки по отчуждению земельных участков.

Читайте так же:  Принудительное выселение собственника из квартиры, из жилого и не жилого помещения

С другой стороны, регистрационная палата не должна регистрировать сделки с этим участками без решения общего собрания.

По поводу отражения в Акте, — то возможно, что СНТ могло бы получить за эти участки деньги, или распределить их за членами СНТ в равных долях (если возможно).

Поэтому, есть вероятность, что как Председателю ревизионной комиссии нужно будет поднимать вопрос о причинении СНТ убытков.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fbalance2.pravoved.ru%2Fimages%2Fdesign%2Favatar_male_client_default

Большое спасибо за ответ. О расторжении вопрос пока не ставится, это будет решать собрание уполномоченных в 2016 году. Как я понимаю председатель и правление 2009 -2015 годов превысили полномочия и должны понести ответственность. Какую? Хотелось бы обосновать все это со ссылкой на законы, не просто эмоционально.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fbalance2.pravoved.ru%2Fimages%2Fdesign%2Favatar_male_lawyer_default

Можете сослаться на статьи 53.1 ГК РФ

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fbalance2.pravoved.ru%2Fimages%2Fdesign%2Favatar_female_client_default

Здравствуйте! Уже несколько лет пытаемся приватизировать участок в снт. Но из-за того что у нас нет геодезии земель общего пользования, как нам говорят,то приватизацию не делают. На руках у нас только членская книжка и все. Что нам делать дальше? Куда идти? Надо приватизировать участок.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fbalance2.pravoved.ru%2Fuserfiles%2Favatars%2F7%2F5%2F4%2F754a2f0eec4f687cc14d87b143cd376c_65_76

увы- вам надо собраться, принять решение о том, что нужно сделать кадастровый план земель общего пользования, собрать деньги, обратиться с этим вопросом в специализированную организацию.

после- приватизировать свой участок.

приватизация заканчивается 1 марта 2015 года.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fbalance2.pravoved.ru%2Fimages%2Fdesign%2Favatar_female_client_default

а сколько примерно потребуется денег? или лучше нанять специалиста,который этим займется? посоветуйте пожалуйста

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fbalance2.pravoved.ru%2Fuserfiles%2Favatars%2F7%2F5%2F4%2F754a2f0eec4f687cc14d87b143cd376c_65_76

увы- точно сказать не могу то по моему региону- от 30 тыс рублей. это делают специалисты- организация.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Fbalance2.pravoved.ru%2Fuserfiles%2Favatars%2F6%2Fe%2F6%2F6e6f6eb2fa0e18b11314597f51b050d4_65_76

приватизация заканчивается 1 марта 2015 года.

1 марта 2015 года заканчивается бесплатная передача жилых помещений в собственность граждан. С 1 марта 2015 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Этими изменениями предусмотрена бесплатная передача земельных участков членам СНТ в собственность бесплатнодо 31 декабря 2020 года. Согласно пп. 2.7 п. 2 ст. 3 вышеуказанного ФЗ(в редакции с не вступившими в силу изменениями)

До 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В остальном согласна с коллегой. Нужно созвать общее собрание членов СНТ, на котором рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ в отношении земель общего пользования. Для этого обратитесь в председателю СНТ, лучше письменно.

Что такое право общего пользования землей в СНТ и в других местах?

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=https%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2Fpark_1_09035556-400x267

Проходя по улицам, отдыхая в скверах и проезжая на автомобилях по дорогам, мы реализуем свое право пользования землями общего пользования.

Оно вытекает из положений Гражданского, Градостроительного и Земельного кодексов, но конкретики в определении правового режима таких земель недостаточно.

Не определен исчерпывающий перечень объектов, входящих в их число, нет единообразной судебной практики по поводу их передачи в аренду, наконец, нет возможности для судебной защиты самого субъективного права на использование общественных земель.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – просто позвоните, это быстро и бесплатно !

В разных законах применяются разные понятия для обозначения рассматриваемых объектов:

    статья 262 ГК и статья 85 ЗК оперируют понятием «земельный участок общего пользования»;

ГК РФ Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

  1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых «законом» и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
  2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

В Градостроительном кодексе приведено определение территорий общего пользования, а для пояснения включен неисчерпывающий перечень, перекликающийся с перечнем из ч. 12 ст. 85 ЗК.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=http%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2Fpark_2_09035914-400x252

Резюмируя обзор понятий, нужно отметить, что правильнее говорить не о землях, а о земельных участках общего пользования.

Они могут входить, как сказано в ст. 85 ЗК, в любые территориальные зоны, то есть в общественно-деловые, жилые, производственные и так далее.

Это естественно, ведь во всех этих зонах должны быть улицы.

Читайте так же:  Как оформить рвп, основания, документы, сроки получения и действия

Однако при обращении к ГрК всплывает еще одно противоречие в понятиях: территориальными зонами названы зоны, для которых устанавливаются градостроительные регламенты, а ч. 4 ст. 36 ГрК устанавливает, что на участки в рамках территорий общего пользования градостроительные регламенты не действуют. То есть по ГрК общественные земли не входят ни в какие территориальные зоны.

ГК РФ указывает на две составляющих права пользования землями общего пользования:

  • возможность пребывания на таких участках;
  • возможность сбора имеющихся природных объектов.

Однако эти правомочия могут ограничиваться нормативными актами или решением собственника, то есть публичного образования.

В теории все кажется понятным, но любое гражданское право проявляет себя в возможности его судебной защиты. А при попытке защитить рассматриваемое правомочие от посягательств других лиц человек может столкнуться с тем, что его не признают надлежащим истцом.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=http%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2Ftorgovyy_kiosk_1_09040256-400x276

Например, если на улице установлен торговый киоск, пешеход, которому этот киоск мешает, вряд ли сможет обратиться в суд с иском о демонтаже торгового павильона, так как не сможет представить доказательств наличия у него того субъективного права, которое нарушено.

За незаконную торговлю привлекут только к административной ответственности из-за нарушения правил получения разрешения на торговлю и самовольного занятия земли.

Прохожий же не сможет отстоять свои интересы в судебном порядке. Немаловажен и еще один юридический аспект. Некоторые специалисты приписывают конструкции общего пользования землями не гражданско-правовую, а эколого-правовую природу. То есть это правомочие признается разновидностью права природопользования, а не самостоятельным вещным правом.

Объекты и субъекты использования земель общего пользования

В отношении объектов права важно определиться, требуется ли их кадастровый учет или объектами могут выступать любые публичные земли. И ГК, и ЗК говорят об индивидуально-определенных вещах – участках, которые должны иметь границы, сформированные в ходе межевания.

В то же время, если учитывать эколого-правовой характер общего пользования землей, то объектами могут выступать любые земли, не важно, зарегистрированы ли они. В этом есть своя логика, потому что при прогулках по городским территориям или сельским просторам мы не совершаем никакого распоряжения землями, поэтому регистрация не играет здесь никакой роли.

Субъектами права вступают только граждане, а не другие участники гражданского оборота – юридическим лицам такая возможность не предоставляется, что связано с самим характером рассматриваемых правоотношений.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=http%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2Flesnye_ugodya_1_09040642-400x300

Комментарии к ч. 1 ст. 262 ГК сходятся в более широком толковании понятия земельных участков общего пользования, чем приведенное в статье 85 ЗК.

ГК очевидно включает в число таких земель и лесные угодья, которые не регулируются ЗК.

Комментаторы приводят ссылки на ст. 11 Лесного кодекса, которая позволяет свободно находиться в лесах и собирать там не древесные ресурсы.

Особое внимание комментаторов уделяется пределам осуществления права. Публичное образование не может ограничивать доступ на участок произвольно. Различные законы содержат ограничения разной степени конкретики. Так, в Лесном кодексе запрещается сбор видов, включённых в Красные книги.

Статья 85 ЗК содержит запрет на приватизацию земли общего пользования. Арбитражные суды трактуют эту норму по-разному:

  • одни пишут, что аренда таких земель недопустима в силу запрета приватизации (ФАС СЗО, СКО, Дальневосточного округа);
  • другие считают, что нельзя передавать их в частную собственность, а в аренду не запрещено (ФАС Центрального, Поволжского округа).

Возможность законно поставить киоск на бульваре зависит от региона, в котором находится объект.

В случае самовольного захвата земель можно жаловаться:

  • в прокуратуру;
  • в Росреестр;
  • в муниципальные органы, если земля муниципальная.

Статья 7.1 КоАП устанавливает административные последствия этого нарушения – наложение на виновных штрафа. Естественно, привлеченный к ответственности будет обязан демонтировать заборы или строения, незаконно построенные на участке.

Изображение - Особенности использования земель общего пользования proxy?url=http%3A%2F%2Furexpert.online%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2FZemli_obschego_polzovaniya_v_SNT_1_09041154-400x300

Общее имущество в СНТ может быть собственностью самого СНТ или совместной собственностью его членов.

Помимо членов СНТ участки в садоводствах могут иметь люди, не входящие в организацию, – тогда они обязаны платить садоводству за пользование землей общего пользования в СНТ.

Правоустанавливающие документы на общее имущество – документация, которая должна быть у СНТ.

Выделение участков под общие объекты осуществляется в рамках межевания СНТ. На основе него участки должны быть поставлены на учет в Росреестре. Если в СНТ проводятся комплексные кадастровые работы, общие участки также будут сформированы и отражены на карте-плане.

Как мы видим, с общественными землями немало юридических проблем. В разных законах в это понятие вкладывается различный смысл. Неоднозначен запрет на приватизацию – суды по-разному трактуют возможность их передачи в аренду. В любом случае, понятно, что на эти участки должна быть зарегистрирована публичная собственность. Иначе дело обстоит с общим имуществом СНТ – там общая земля закрепляется за СНТ и право использования земель для садоводства бесплатно для членов садоводства и платно для тех, кто не входит в объединение.

Особенности использования земель общего пользования
Оцените статью
Изображение - Особенности использования земель общего пользования serjkamysh
Автор статьи: Сергей Камышов

Позвольте представиться. Меня зовут Сергей и я уже более 7 лет оказываю юридические услуги. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here