Порядок установления и регистрации сервитутов

Описание страницы: порядок установления и регистрации сервитутов | жилсервис плюс 2020 от профессионалов для людей.

Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

С вопросом определения обременения земельного участка сервитутом связано множество трудностей. Среди основных проблем оформления разных видов сервитутов является наличие различных норм права, регулирующих данные правоотношения. Поэтому обременение на земельный участок оформляется в зависимости от оснований его установления. Рассмотрим более подробно, как устанавливается отдельный вид права ограниченного пользования.

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами. Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением. Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения. Соглашение заключается в письменном виде, которое также подлежит госрегистрации. К такому договору необходимо приложить план участка с обозначением пределов обременения. Если объект недвижимости с обременением отчуждается, то сервитут продолжает существовать.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Изображение - Порядок установления и регистрации сервитутов dokumenty1-300x177

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Следующее видео расскажет вам более подробно об установлении сервитута на земельный участок, например, с многоквартирным домом или другими строениями на нем:

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

Вы можете посмотреть образец Письма ниже, а также скачать его.

Образец письма об установлении сервитута

Изображение - Порядок установления и регистрации сервитутов Obrazets-pisma-ob-ustanovlenii-servituta1-150x150

Изображение - Порядок установления и регистрации сервитутов Obrazets-pisma-ob-ustanovlenii-servituta2-150x150

Изображение - Порядок установления и регистрации сервитутов Obrazets-pisma-ob-ustanovlenii-servituta3-150x150

Самое вемя узнать о размере госпошлины за регистрацию сервитута на земельный участок. Если сервитут оформляется в отношении граждан, то ее величина составляет 1500 рублей, а для юрлиц – 6000 рублей.

Плата по соглашениям об установлении сервитута определяется договоренностью между сторонами на основании оценки. Далее мы расскажем о сроках установления сервитута на земельный участок.

  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.
Читайте так же:  Особенности перепланировки квартиры как узаконить, порядок действий

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Далее мы расскажем вам про установление сервитута в судебном порядке.

Изображение - Порядок установления и регистрации сервитутов sud-300x200

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом. В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения. При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц. Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

О спорах, которые чаще всего возникают в сфере установления сервитута расскажет юрист из следующего видео:

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк». В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой. Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта». Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта». В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.

Сервитут – понятие, виды, порядок установления и прекращения

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается только в том случае, когда собственник недвижимого имущества не может осуществить пользование своим имуществом без установления сервитута.

Сервитут может быть как публичным, так и частным.

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен для достижения следующих целей:

– прохода иди проезда через земельный участок;

– использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

– размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

– проведения дренажных работ на земельном участке;

– забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

– прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

– сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

– использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

– временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

– свободного доступа к прибрежной полосе.

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости) и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости.

Читайте так же:  Отмена свидетельств, подтверждающих регистрацию прав собственности

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок. Бессрочный сервитут указания на срок не содержит. По истечении срока сервитута вопрос о его повторном установлении разрешается сторонами, при недостижении ими соглашения — в судебном порядке.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательством.

Соразмерная плата за сервитут — это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

В настоящее время установление платы за сервитут регламентируется Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземкадастром 17 марта 2004 года. Однако данный документ не был зарегистрирован Минюстом России и опубликован в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, и в связи с этим не подлежит обязательному применению.

Плательщиками соразмерной платы за сервитут в зависимости от вида сервитута выступают:

в случае установления частного сервитута — собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых сервитут установлен;

в случае установления публичного сервитута — органы государственной власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:

– размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

– размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

– размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Порядок оформления и прекращения сервитута

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно письму Минэкономразвития России от 3 ноября 2009 года № Д23-3607 “Об установлении сервитута на земельный участок” в соответствии со статьей 23 Земельного Кодекса РФ допускается установление публичного сервитута для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. При этом публичный сервитут должен устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Вместе с тем ни Земельным Кодексом РФ, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия такого решения, а также органы государственной власти, в компетенции которых находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены.

В свою очередь, частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

– сведения о сторонах соглашения;

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

– сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

– цели и задачи установления сервитута;

– пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

– размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);

– иные права и обязанности сторон.

Минимально необходимыми документами для заключения соглашения об установлении частного сервитута являются документы, подтверждающие право собственности лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости, и в случае если сервитут относится к части земельного участка — документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

Соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т. п.) таким правом не наделены.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дела об установлении сервитута рассматриваются федеральными (районными) судами. Иск подается по месту нахождения недвижимого имущества. Исковое заявление названной категории оплачивается в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ (для судов общей юрисдикции), а именно: для физических лиц — 200 рублей; для организаций — 4000 рублей.

Читайте так же:  Как квартиру быстро продать используя народные средства и советы реэлторов

В исковом заявлении должны быть отражены следующие данные:

– наименование суда, в который подается заявление;

– наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

– наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

– обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

– сведения о соблюдении до судебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

– перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению следует приложить письменные доказательства о до судебном порядке урегулирования спора, документы, подтверждающие права на земельный участок.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Более детально указанная процедура регламентируется Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 26 июля 2004 года № 132.

Так, для осуществления государственной регистрации сервитута в территориальный орган Росреестра необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации;

2) документ об уплате государственной пошлины;

3) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя);

4) доверенность, подтверждающую полномочия представителя;

5) для заявителя — юридического лица дополнительно представляются:

– учредительные документы (устав, учредительный договор) со всеми изменениями и дополнениями;

– свидетельство о государственной регистрации юридического лица — для юридических лиц, созданных после 1 июля 2002 года;

– свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года — для юридических лиц, созданных до 1 июля 2002 года;

– свидетельство о постановке на налоговый учет;

– выписка из ЕГРЮЛ;

– документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица (протокол об избрании, приказ о назначении, определение суда о назначении арбитражного управляющего и т.д.);

6) право устанавливающий документ: соглашение об установлении частного сервитута; нормативно-правовой акт органа исполнительной власти об установлении публичного сервитута;

7) кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, выданный после 1 марта 2008 года, или техническая документация, описывающая объект недвижимого имущества (кадастровый план земельного участка), выданные до 1 марта 2008 года.

Заявление о государственной регистрации сервитута представляет собственник земельного участка или лицо, в пользу которого установлен сервитут. Размер государственной пошлины за регистрацию сервитута в интересах физического лица составляет 1000 рублей, в интересах юридического лица — 4000 рублей.

Сервитут может быть прекращен в следующих случаях:

– по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен;

– по решению суда в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии со своим целевым назначением.

При прекращении сервитута в ЕГРП вносится соответствующая запись.

Изображение - Порядок установления и регистрации сервитутов aRqmFzORwEA

Есть в юридической терминологии такое понятие как сервитут – использование земельного участка для прохода или проезда с ограниченными правами.

Оно требует официальной регистрации. Эту нелегкую процедуру описывает закон. А заключают это соглашение по взаимному согласию сторон.

По периоду пользования сервитут бывает как постоянным, так и краткосрочным.

Содержание статьи:

Основные виды сервитута – отличие частного сервитута от публичного

Два вида сервитута устанавливает Земельный Кодекс. В этом документе можно найти подробное их описание и признаки различающие их. Но, если рассказать проще, то:

  • Частный сервитут нацелен на частные интересы определенных лиц или организаций.

При этом договор может заключаться по взаимному соглашению при подписании документов, так и в результате вынесения судебного решения. Например, если владелец земли не настроен обременять ее сервитутом.

Землевладелец не ущемляется в правах этим соглашением. Он может полноценно распоряжаться земельным имуществом, а так же просить вознаграждение за использование территорией.

А если основания для действия сервитута иссякли, например, трубопровод направили другим путем или дорога больше используется и закрыта, то собственник имущества может потребовать расторжения договора, как в личном порядке, так и через суд.

  • Публичный сервитут заключается из-за выгоды государства, муниципальный предприятий, в общем, в народных целях.

Причем, если сервитут налагает какие-то трудности в использовании земельного имущества, то владельцу полагается вознаграждение за его использование.

Если пользование участком вообще невозможно по причине сервитута, то владелец может просить выкупить эту землю.

Какие могут быть основания для возникновения сервитута в соответствии с законом о сервитуте?

Для публичного сервитута причинами выступают:

  1. Эксплуатация территории для охоты и рыбалки
  2. Транспортное передвижение по участку
  3. Применение территории для дренажных работ
  4. Для провода сельскохозяйственных животных по территории землевладельца
  5. Для вольной пастьбы скота
  6. Для сенокоса
  7. Для исследовательских работ – это временная мера
  8. Для беспрепятственного подхода к прибрежной зоне.

Частный сервитут используют для:

  1. Прокладки трубопровода через территорию, принадлежащую определенному лицу
  2. Установки ЛЭП
  3. Установки теле- и радиовышек
  4. Для перемещения, например, соседний участок земли.
  5. И других необходимых нужд.

Как установить сервитут – порядок установления частного и публичного сервитута

Для возникновения таких отношений заинтересованное лицо должно предложить обладателю земли предложение сервитута. И после решения всех важных моментов, таких как сроки, оплата и прочее, две стороны заключают договор. После регистрации сего соглашения в ЕГРП сервитут считается вступившим в законную силу.

Читайте так же:  Порядок выписки из квартиры умершего человека

Как зарегистрировать сервитут – список необходимых документов для государственной регистрации сервитутИзображение - Порядок установления и регистрации сервитутов servitut

Для того, чтобы заключить договор нужно подготовить следующий пакет документов.

  1. Заявление от землевладельца и лица «арендующего» земельное имущество.
  2. Подтверждение уплаты госпошлины
  3. Паспорта заявителей
  4. Если сервитут частный, то требуется обоюдное соглашение или решение суда
  5. Для публичного – правовой акт об установлении сервитута
  6. Бумаги, доказывающие, что объект недвижимости находится в собстенности

Для ЮЛ дополнительно потребуются:

  1. Учредительные документы, включающие все поправки
  2. Свидетельства о ГРЮЛ
  3. Договор о назначении руководителя: протокол избрания и приказ о назначении
  4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН

Кто и как устанавливает размер платы за установление сервитута – какой срок действия у сервитута

Обладателю используемого объекта в любом случае будет назначаться денежное вознаграждение за сервитут. Причем величина его устанавливается в зависимости от размера материальной выгоды от объекта, если бы он не был отдан под сервитут. Важный факт, что на размер этих выплат оказывает влияние и частота пользования землей.

Срок действия договора определяется в официальном соглашении при подписании документа обеими сторонами. При этом длительность его не должна превышать время нахождения имущества в подряде, в строительных целях и проч.

Особенности сохранения сервитута при переходе прав собственности на имущество

Сервитут привязан не к определенному лицу, а к имуществу. Поэтому при купли-продажи, обмена, а так же аренды земля передается вместе с обременением. Таким образом, вместе с землей новый владелец получает еще и «бонус» в виде сервитута.

Порядок установления и государственная регистрация сервитута

Характеризуя необходимость учитывать правовую природу данного ограниченного вещного права при подготовке соглашения об установлении сервитута, прежде всего следует отметить ее двойственность. Как отмечается исследователями, сервитут представляет собой:

  • а) ограниченное вещное право для лица, в интересах которого установлен данный сервитут;
  • б) ограничение прав на землю для лица, земельный участок которого обременен сервитутом Копцев А.Н. Сервитуты в римском праве и современном российском законодательстве // Нотариус. 2006. N 2. С. 42.

Соответственно в соглашение об установлении сервитута следует включить:

  • а) положения, определяющие, какие именно возможности по ограниченному использованию земельного участка предоставляются управомоченному лицу;
  • б) положения, определяющие, какие именно ограничения накладываются на собственника земельного участка.

Формулируя соответствующие положения соглашения об установлении сервитута, необходимо учитывать следующие моменты.

Соответственно в отношении соглашения об установлении сервитута, из содержания которого не будет явствовать наличие у управомоченного лица возможности осуществлять непосредственное воздействие на обремененный сервитутом земельный участок, существует риск признания его недействительным по требованию заинтересованного лица. Заинтересованным лицом признается лицо, имеющее юридически значимый интерес в деле, т.е. лицо, чьи субъективные права и интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой например: Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 марта 2008 г. N 3746/08, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2008 г. N 15878/08. Поэтому в отношении заявления иска о признании соглашения об установлении сервитута недействительным в качестве заинтересованного лица можно признать стороны данного соглашения, а также лиц, которым участок, обремененный сервитутом, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Установление отдельных видов сервитутов повлечет за собой наложение на собственника обременяемого сервитутом земельного участка некоторых ограничений независимо от того, предусмотрены ли они соглашением. Более того, стороны не смогут исключить применение таких ограничений своим соглашением об установлении сервитута. Например, если между сторонами достигнуто соглашение об установлении сервитута в целях прокладки через земельный участок линейных объектов, то в отношении земельного участка или его части будут действовать ограничения на использование земель в пределах охранных зон таких объектов. В частности, Правила охраны систем газоснабжения накладывают на собственников, арендаторов, владельцев и пользователей земельных участков в пределах охранных зон таких систем следующие ограничения: запрет без предварительного уведомления газоснабжающей организации производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; складировать материалы, высаживать деревья всех видов и т.п. Правила охраны систем газоснабжения. Утв. Минтопэнерго России 24 сентября 1992 г. Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 1992 г. N 93 // СПС “КонсультантПлюс: ВерсияПроф”.

С учетом того что установленный сервитут, с одной стороны, предоставит управомоченному лицу возможность осуществлять непосредственное воздействие на обремененный сервитутом земельный участок, а с другой – ограничит возможности по использованию данного земельного участка его собственником, то во избежание возможных будущих споров сторонам следует определиться с тем, в отношении какой именно части обремененного сервитутом земельного участка будут действовать данные право и ограничения (т.е. определить сферу действия сервитута). Необходимо отметить, что судебной практике известны отдельные примеры, когда суды признавали соглашения об установлении сервитута, не содержащие указание на сферу действия сервитута, незаключенными в связи с тем, что стороны не согласовали условие, являющееся существенным для данного вида соглашений Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 декабря 2004 г. N Ф08-5630/2004. Таким образом, определение соглашением об установлении сервитута части земельного участка, в отношении которой сервитут будет действовать, в любом случае представляется целесообразным.

При определении соглашением об установлении сервитута сферы его действия необходимо учитывать следующее.

В силу ст. 130 ГК сервитуты подлежат государственной регистрации. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594 (далее – Закон о государственной регистрации прав) сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. Кроме того, названная статья предусматривает, что в случае если регистрируемый сервитут относится к части земельного участка, то на государственную регистрацию должен быть представлен кадастровый паспорт такого земельного участка, на котором обозначена сфера действия сервитута. Исходя из комплексного анализа положений действующего законодательства, представляется, что сфера действия сервитута должна быть не самостоятельно обозначена на кадастровом плане сторонами соглашения об установлении сервитута, а отображать часть земельного участка, границы которой определены при проведении межевых работ и в отношении которой осуществлен государственный кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.

Читайте так же:  Есть ли неоходимость в оформлении согласия супруга на дарение квартиры

С учетом вышесказанного сторонам, желающим определить соглашением об установлении сервитута сферу его действия, целесообразно:

  • а) самостоятельно обозначить на прилагаемом к соглашению плане земельного участка границы той части, на которую они предполагают распространить действие сервитута, и указать в соглашении, что в отношении данной части земельного участка будут проведены кадастровые работы в целях обеспечения постановки данной части земельного участка на кадастровый учет в качестве части земельного участка, обремененной сервитутом;
  • б) включить в свое соглашение указание на то, что сфера действия сервитута будет охватывать часть земельного участка, границы которой будут определены в ходе проведения кадастровых работ и которая будет учтена в государственном кадастре недвижимости в качестве части земельного участка, обремененной сервитутом;
  • в) урегулировать вопросы, связанные с проведением кадастровых работ и осуществлением кадастрового учета части земельного участка, занятой сервитутом, включая: распределение обязанностей и расходов, связанных с осуществлением таких действий, обеспечение содействия друг другу путем предоставления необходимых для осуществления таких действий документов и информации.

Участвуя в подготовке соглашения об установлении сервитута, собственнику обременяемого сервитутом земельного участка не следует исключать вероятность того, что со временем ему может потребоваться изменить способ использования своего земельного участка, например осуществить на нем новое строительство или реконструкцию существующих объектов недвижимости. В этой связи собственнику обременяемого сервитутом земельного участка целесообразно, чтобы соглашение об установлении сервитута содержало механизм, позволяющий обеспечить изменение сферы действия сервитута: право собственника земельного участка направить управомоченному лицу предложение об изменении сферы действия сервитута; обязанность управомоченного лица согласовать такое изменение в течение определенного срока; положения, регулирующие распределение обязанностей сторон и расходов, связанных с государственным кадастровым учетом новой сферы действия сервитута и государственной регистрацией изменения сферы действия сервитута.

ГК предусматривает, что осуществление сервитута должно происходить способом наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Поскольку данное правило сформулировано таким общим образом, то во избежание споров сторонам целесообразно предусмотреть требования к способам осуществления сервитута в соглашении о его установлении.

Также следует обратить внимание, что ст. 274 ГК предусматривает право собственника обремененного сервитутом земельного участка требовать от лиц, в пользу которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. В настоящее время судебная практика не выработала единообразный подход к решению вопроса о том, является ли размер такой платы существенным условием соглашения об установлении сервитута, т.е. условием, несогласованность которого сторонами будет означать возможность признать соглашение об установлении сервитута незаключенным. Например, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 июня 2006 г. по делу N А55-18287/04-2 и Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2009 г. N 06АП-4443/2008 содержат указание на то, что условие о размере платы за пользование сервитутом является существенным условием соглашения об установлении сервитута. Напротив, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 20 марта 2009 г. N 15АП-584/2009 прямо указал, что условие о размере платы, взимаемой с лица, в пользу которого установлен сервитут, не относится к числу существенных условий соглашения об установлении сервитута.

С учетом обозначенной неопределенности практики правоприменения сторонам, желающим избежать риска признания соглашения об установлении сервитута незаключенным, целесообразно, в любом случае, включить в него положения, позволяющие определить размер платы за пользование сервитутом.

При определении размера платы сторонам следует учитывать, что ГК, определяя размер платы, на которую может претендовать собственник обременяемого сервитутом земельного участка, императивно указывает на “соразмерность” такой платы. Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут ориентируют на признание соразмерным такого размера платы за установление сервитута, который равен размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута. Хотя названные Временные методические рекомендации не являются документом, обязательным к применению, на практике их положения учитываются судами при рассмотрении споров об установлении сервитута. Поэтому представляется, что в случае, если соглашением об установлении сервитута будет предусмотрен размер платы, превышающий размер убытков, причиняемых установлением сервитута собственнику земельного участка, то в соответствующей части такое соглашение может быть признано недействительным по требованию заинтересованной стороны соглашения. Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут. Утв. Федеральной службой земельного кадастра 17 марта 2004 г. // СПС “КонсультантПлюс: ВерсияПроф”.

Таким образом, соглашение об установлении сервитута позволяет сторонам детально урегулировать вопросы, связанные с осуществлением данного ограниченного вещного права. При этом сторонам, планирующим заключить такое соглашение, следует учитывать ограничения, установленные действующим земельным и гражданским законодательством.

Порядок установления и регистрации сервитутов
Оцените статью
Изображение - Порядок установления и регистрации сервитутов serjkamysh
Автор статьи: Сергей Камышов

Позвольте представиться. Меня зовут Сергей и я уже более 7 лет оказываю юридические услуги. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here