Правовое регулирование договора приватизации

Описание страницы: правовое регулирование договора приватизации | жилсервис плюс 2019 от профессионалов для людей.

53. Особенности правового регулирования отношений, связанных с приватизацией.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц.

Законодательство о приватизации состоит из ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных нормативных правовых актов.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Законодательство субъектов РФ о приватизации состоит из законов субъектов о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации.

ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется данный закон. К их числу относятся:

1) земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природные ресурсы;

3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

4) государственный резерв;

5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории РФ;

6) государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;

8) государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

9) государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;

11) акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у РФ, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Итак, объект приватизации — это государственное и муниципальное имущество.

К субъектам приватизации относятся государство, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функцию.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 процентов.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.

Установленные ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Объекты приватизации – это то государственное или муниципальное имущество, которое было приватизировано, как правило, речь идёт об имущественных комплексах или акциях ОАО, находящихся в государственных и муниципальной собственности.

Есть имущество, которое не подлежит приватизации: объекты, изъятые из оборота; имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Опубликование прогнозного плана (программы) приватизации является уведомлением кредиторов о продаже имущественного комплекса унитарного предприятия.

После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По обязательствам, не учтенным в передаточном акте, РФ, субъект РФ, муниципальное образование ответственности не несут.

Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.

Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.

Читайте так же:  Как узнать размер земельного налога по кадастровому номеру участка

Объекты культурного наследия могут приватизироваться при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.

Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного наследия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований имущества, в собственность физических и (или) юридических лиц.
(Ст. 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»)

При приватизации происходит преобразование государственной или муниципальной собственности в частную.

Правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в РФ в настоящее время определяются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»1 (далее – Закон о приватизации). Он введен в действие с 27 апреля 2002 г. До этого вопросы приватизации регулировались Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», а еще ранее – Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», который и заложил правовые основы приватизации.

В некоторых субъектах РФ в соответствии с Законом о приватизации приняты и действуют свои законодательные акты, которые устанавливают особенности приватизации имущества, находящегося в собственности соответствующего субъекта РФ. В качестве примера приведем Закон г. Москвы от 11 апреля 2001 г. № 12 «О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы».

Кроме того, особенности приватизации некоторых видов имущества установлены специальными законами. Например, особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта определены Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».

Полученные от продажи имущества денежные средств перечисляются в соответствующий бюджет в сроки, указанные в Законе. В случае несвоевременного перечисления денежных средств уплачиваются пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату выполнения денежных обязательств перед соответствующим бюджетом. Кроме того, Законом предусмотрена возможность списания указанных средств в бесспорном порядке.

Следует отметить, что приватизация в нашей стране не всегда осуществлялась на возмездных началах. Так, с 1991 г. до 1 июля 1994 г. проходил чековый этап приватизации, когда в качестве средств платежа при приобретении в частную собственность объектов приватизации могли использоваться приватизационные чеки. Эти чеки опосредовали механизм бесплатной передачи гражданам РФ государственного имущества в процессе приватизации. Номинальная стоимость приватизационного чека выпуска 1992 г. составляла 10 тыс. рублей. Чеки выдавались бесплатно гражданам РФ, постоянно проживающим на ее территории. При выдаче приватизационного чека взимался комиссионный сбор в размере 25 рублей.

Закон о приватизации имеет ограниченную сферу действия и не распространяется на приватизацию объектов, перечисленных в ч. 2 ст. 3 Закона. К таким объектам относятся, например, земля (за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы), природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муниципальный жилищный фонд и др. Отчуждение указанного имущества регулируется иными федеральными законами. Например, приватизация жилищного фонда осуществляется согласно Закону РСФСР от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР».

Помимо этого закона, правовое регулирование приватизации может осуществляться принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и подзаконными актами. В качестве примера можно назвать утвержденные постановлениями Правительства РФ Положения о продаже государственного и муниципального имущества на конкурсе, аукционе и другие акты, которые будут рассмотрены в данной главе.

В силу Закона о приватизации г. на уровне федерального закона должна была приниматься Государственная программа приватизации. Проект этой программы, изменения и дополнения в нее обязано было ежегодно представлять в Государственную Думу Правительство РФ одновременно с проектом закона о государственном бюджете на соответствующий год. Однако закон о Государственной программе приватизации так и не был принят. С многочисленными изменениями и дополнениями действовала Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 были утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г.

Акции стратегических акционерных общества и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Президента РФ. Акции ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок входят в прогнозный план на основании федерального закона.

В соответствии с Законом о приватизации, прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Утвержденный прогнозный план направляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов. Отчет о выполнении прогнозного плана ежегодно, до 1 мая, представляется в Государственную Думу Правительством РФ.

Читайте так же:  Кто имеет право и как оформить субсидию госслужащим на приобретение жилья

Так, Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2005 г. утвержден Распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2004 г. № 1124-р1. Он состоит из двух разделов:
I. Основные направления государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2005 г.
II. Федеральное имущество, приватизация которого планируется в 2005 г.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Раздел содержит:
– Перечень открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, акции которых планируются к продаже в 2005 году (за исключением акций, планируемых к внесению в уставные капиталы интегрированных структур);
– Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к преобразованию в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находятся в федеральной собственности (за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имущественные комплексы которых подлежат продаже в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации);
– Перечень закрытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, акции которых подлежат продаже в 2005 году;
– Перечень обществ с ограниченной ответственностью, принадлежащие Российской Федерации, доли в которых подлежат продаже в 2005 году.
Закон о приватизации вводит понятие «стратегические предприятия и акционерные общества».

К стратегическим относятся:
– федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, зашиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
– открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие РФ в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

Предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных общества, о внесении в него изменений, касающихся состава субъектов, необходимости и степени участия в них РФ утверждаются Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004г. №1009.

Приватизация в нашей стране началась еще в 1991 году. Но до сих пор немалая часть жилого фонда принадлежит государству. Программу не раз продлевали. Сегодня дата ее окончания перенесена до весны 2019 года. В соответствии с ней государство предоставляет гражданам возможность оформить недвижимость в частную собственность. При этом заключается договор о приватизации, о котором и пойдет речь в статье.

Изображение - Правовое регулирование договора приватизации proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fdogovor-privatizatsii1-1024x683

Изображение - Правовое регулирование договора приватизации proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fkak-pravilno-prodat-ipotechnuju-kvartiru1-150x150

Каждый гражданин вправе воспользоваться программой один раз в жизни бесплатно (за исключением детей до 18 лет, которые участвовали в приватизации, они не теряют этого права). Но есть недвижимость, которую не приватизируют. К ней относится следующее жилье:
  • непригодное для проживания или аварийное;
  • идет под снос;
  • расположено в общежитии;
  • в военных (закрытых) городках;
  • служебное.

Чтобы приватизация состоялась, необходимо:

  • участие несовершеннолетних детей при их наличии;
  • согласие всех прописанных в квартире лиц;
  • предоставление полного пакета документов;
  • заключение договора.

Рассмотрим документы, которые предоставляют в администрацию для заключения договора приватизации.

  1. Заявление. Его заполняют, когда сдают документы на рассмотрение. При этом присутствуют все прописанные жильцы, которые ставят свои подписи. Они должны быть согласны с процедурой. Если кто-то против, приватизация невозможна.
  2. Ордер на квартиру (для тех, кто ее получил до 2005 года) и договор соцнайма — после 2005 года.
  3. Техпаспорт, выданный БТИ.
  4. Кадастровый паспорт.
  5. Выписка из домовой книги.
  6. Документы, удостоверяющие личности жильцов.
  7. Квитанция об оплате государственной пошлины.
  8. Иногда дополнительно запрашивают другие документы, например:
  • свидетельство о смерти;
  • отказ от приватизации;
  • иные бумаги.

Основанием передачи в частную собственность является договор приватизации квартиры. Его участниками являются граждане и государство, действующее через региональные или муниципальные органы. Чтобы документ вступил в силу, его регистрируют в органах Росреестра.

Посмотрите, как выглядит договор, касающийся приватизации (образец ниже). Обязательными разделами являются описательная и предметная части, права и обязанности сторон, заключительные положения.

Изображение - Правовое регулирование договора приватизации proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2F346830_14_i_0061-198x300

  1. В договоре прописывают номер, дату и место заключения. В пункте с реквизитами указывают наименование администрации, ФИО главы и основание, в соответствии с которым орган действует. Гражданин вносит все данные без сокращений.
  2. В отношении квартиры указывают точный метраж, сколько комнат, адрес и какой этаж. Если собственность долевая, то прописывают, какое помещение принадлежит каждому из собственников.
  3. В графе «Права и обязанности сторон» прописывают, что администрация обязана бесплатно передавать помещение с соблюдением всех законных оснований. В свою очередь, гражданин оплачивает ежегодный налог и проводит капитальный ремонт помещения.
  4. В то же время он вправе прописывать на своей жилплощади, кого посчитает нужным, продавать, дарить и оформлять в наследство квартиру, сдавать ее в аренду.
  5. В конце стороны подписывают договор, ставится печать администрации.
Читайте так же:  Опись имущества судебными приставами, не принадлежащего должнику возможно ли это

Изображение - Правовое регулирование договора приватизации proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2F1_525535c0a1c67525535c0a1ca41-150x150Заявление о приватизации квартиры рассматривается специальным жилищным отделом два месяца. У заявителя остается один экземпляр, где ставят дату принятия документов. По истечении указанного срока принимается решение о согласии либо отказе в приватизации. При положительном исходе администрацией подготавливается проект договора. Заявители приходят на подписание. Документ необязательно заверять у нотариуса. Достаточно простой формы с подписями сторон.

Однако перед заключением договора на приватизацию квартиры при желании заявитель показывает его юристу. Если все пункты согласованы, его передают в Росреестр. Здесь регистрируют право собственности. Для этого заявитель оплачивает госпошлину в размере 1 тыс. рублей и сдает документы на регистрацию. Эта процедура занимает месяц.

Изображение - Правовое регулирование договора приватизации proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fprivatizaciya-kvartiry-i-sbor-dokumentov-167011-1-150x150

При необходимости в документ вносятся изменения. Для этого достигается согласие между сторонами. Тогда новый договор снова подают в Росреестр. При этом указывают на ошибку или опечатку. Но в случае когда дольщики хотят изменить доли, вопрос решают в судебном порядке.

Законом предусмотрена возможность расторжения договора. Сразу оговоримся, что это явление само по себе редкость. Но жизненные ситуации бывают разными. Поэтому может случиться и такое. Чтобы приватизация квартиры аннулировалась, приходят в жилищный отдел и пишут соответствующее заявление. В результате собственник превращается в нанимателя жилой площади, передав право снова государству. Наниматель вправе пользоваться имуществом всю жизнь. Однако владеть и распоряжаться им он не сможет. К тому же право приватизировать квартиру бесплатно утрачивается. Администрация может отказать в расторжении договора. Но она не имеет права препятствовать в этом, если:

  • у заявителя это единственное место для проживания;
  • жилье не имеет задолженностей и других обязательств.

Другим основанием расторжения договора является признание недействительным в результате рассмотрения вопроса судом. Туда же гражданин обращается, если администрация отказалась расторгать договор.

Изображение - Правовое регулирование договора приватизации proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fotkaz-ot-privatizatsii-v-rf1-4-150x150Договор приватизации жилого помещения заключают в соответствии с существующими законами и нормами. Его могут признать недействительным в следующих случаях:

  • если в нем найдены пункты, не соответствующие действующему законодательству;
  • он противоречит нравственным устоям и нормам;
  • нет возможности применить его;
  • подписан недееспособным лицом.

Такое действие возможно по решению суда, который признает сделку ничтожной. При этом недействительными признается не сам договор передачи квартиры в собственность граждан, а его последствия. Законодатель дает 10 лет на возможность признать сделку ничтожной. Но, кроме того, в течение одного года она может быть признана недействительной, как оспоримая. Основания для этого, следующие:

  • превышение прав доверенным лицом;
  • приватизация несовершеннолетним ребенком;
  • проведение без согласия одного из жильцов;
  • подписание договора человеком, находящимся в состоянии, когда он не в силах
  • осознавать свои действия;
  • нарушения прав других лиц;
  • введение в заблуждение;
  • обман, угроза или иные противоправные действия в отношении заявителя.

Случается, что документ теряется. Тогда обращаются в Росреестр, чтобы получить дубликат. По юридическому значению он такой же, как и оригинал. Единственное отличие состоит в печати «Дубликат» в левом углу наверху. Для получения документа оплачивают государственную пошлину.

Не все знают, но «приватизированный» документ регистрируют в БТИ. Для этого дается 10 лет с момента регистрации в Росреестре. По истечении срока возможность остается, но она реализуется по решению суда. У многих собственников, которые приватизировали жилье до 1997 года нет свидетельства. Но его без проблем получают в БТИ. Для этого платят государственную пошлину. Те же, кто заключил договор позже 1997 года, обращаются в ЕГРП. При этом также оплачивают госпошлину.

Приватизированная жилплощадь переходит наследнику. Для этого расторгать договор не нужно. Если же наследников нет, то она отходит государству. Тогда договор расторгается, а жилплощадь передается другим нанимателям. Они также проходят процедуру приватизации.

Важно! Содержать и ремонтировать жилье собственники должны за свой счет. Если же они являются только нанимателями, то это за них делает государство.

Вот почему большой процент жилого фонда все еще остается государственным.

Основополагающим нормативным актом, определяющим порядок осуществления приватизации жилых помещений, является Закон«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 4 июля 1991 г., который впоследствии неоднократно изменялся и дополнялся. Впреамбуледанного закона констатируется, что он устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Легальное определение приватизации жилых помещений: приватизация – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. 14

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц особенности и сроки уплаты в 2019 году

В литературе можно встретить самые разнообразные суждения о том, что является объектом приватизации применительно к жилищному фонду. Причем многие авторы весьма широко толкуют это понятие.

В первые годы осуществления данного процесса было достаточно распространено суждение о том, что приватизации подлежат не только государственный и муниципальный жилищные фонды, но и фонд общественных организаций и даже квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов и колхозов. По мнению авторов такой точки зрения, приватизация каждого из видов жилищного фонда имеет свои особенности, различны также и возможные последствия. 15

Между тем, приватизация возможна лишь в отношении государственного и муниципального имущества и только в порядке, предусмотренном законом. Возникновение права собственности у члена жилищного, жилищно-строительного кооператива, полностью выплатившего паевой взнос, или у члена колхоза, выкупившего жилое помещение, не меняет форму собственности: в этом случае происходит переход права на жилое помещение внутри одной формы – частной. 16

Ряд исследователей считают, что под приватизацией жилья следует понимать любое отчуждение жилых помещений государственными или муниципальными образованиями. Так, Е.А. Чефранова приватизацией жилья называет переход жилых помещений из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан или юридических лиц. 17 К.А. Глухов, придерживаясь аналогичной позиции, делит приватизацию жилья на следующие формы: 1) приобретение гражданами занимаемых жилых помещений в порядке, установленном Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; 2) приобретение гражданами свободных жилых помещений на условиях полной платности; 3) приобретение гражданами и юридическими лицами свободных жилых помещений через аукцион; 4) приобретение жилищными кооперативами жилых домов с целью их последующего заселения и эксплуатации. 18

Цели правового регулирования приватизации составляют единую систему, в которой на основании различных критериев можно выделить несколько групп. Одной из главных целей правового регулирования приватизации является закрепление юридических фактов, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений по приватизации. Эта цель относится к базовым целям правового регулирования приватизации и входит в группу юридических целей. Цели правового регулирования приватизации, которые входят в экономическую, социальную и политическую группы, составляют иерархическую структуру, включающую в себя конституционные цели, цели-принципы, общие цели и специальные цели правового регулирования приватизации. Источники, содержащие цели правового регулирования приватизации, могут быть разделены на источники, устанавливающие, реализующие и содержащие цели правового регулирования приватизации. При этом в роли таких источников могут выступать не только нормативные правовые акты. В частности, в некоторых случаях установить истинные цели правового регулирования приватизации возможно только при комплексном анализе как нормативных правовых актов, так и сопутствующей политической, экономической и социальной обстановки. 19

Основанием для передачи жилья в порядке приватизации по действующему законодательству является договор о приватизации жилого помещения.

Договор о приватизации жилого помещения – это договор, направленный на передачу нанимателю занимаемого жилого помещения наймодателем. Субъектами данного договора являются наниматели и наймодатели.

В качестве нанимателей жилья законодательство устанавливает граждан Российской Федерации и членов их семей, занимающих жилые помещения, находящиеся в государственном или муниципальном жилищном фонде, на условиях договора социального найма. Приватизация жилья производится с согласия всех совместно проживающих с нанимателем совершеннолетних членов семьи без предъявления к ним каких-либо дополнительных требований. Если один из членов (бывших членов) семьи ранее участвовал в приватизации квартиры, тем самым реализовав свое право на приватизацию другого жилого помещения, то это не будет являться причиной, по которой его согласие в текущей приватизации жилья будет необязательно. 20

Нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Данное обстоятельство вытекает из общей политики проведения приватизации и ее основного принципа бесплатности.

Само по себе заключение договора о передаче жилья не является основанием возникновения права собственности, потому как Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Право собственности на жилище, переходящее гражданину в порядке приватизации, возникает на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: договор и акт государственной регистрации права. 21

При расторжении договора о приватизации жилья граждане вновь приобретают право на одноразовую бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений.

Читайте так же:  Нюансы составления завещания на несовершеннолетнего ребенка

При этом в юридической литературе высказывается мнение, что вопрос расторжения договора приватизации затрагивает принцип одноразовости бесплатной приватизации. При расторжении договора приватизации по соглашению сторон право на повторную бесплатную приватизацию утрачивается, так как конкретным субъектом приватизации оно уже реализовано. Реализация права на приватизацию происходит и при признании договора приватизации недействительным по решению суда, и право на приватизацию утрачивается не по воле субъекта приватизации. Таким образом, право на бесплатную приватизацию должно быть связано не с фактическим выражением воли субъектов приватизации на заключение договора о передаче жилья в собственность, а с фактом действия договора приватизации. 22

Из вышесказанного следует, что договор приватизации жилого помещения является единственным способом осуществления гражданами своего права на приватизацию жилья. При этом законную силу данный договор приобретает только после государственной регистрации. Правом на заключение договоров приватизации жилья от лица государства наделяются органы, в ведении которых (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) находятся жилые помещения, подлежащие приватизации. 23

Ключевое значение в вопросах приватизации отводится органам исполнительной власти. В отношении федерального государственного имущества Правительство РФ обладает нормотворческими (издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации), распорядительными (принимает решения об условиях приватизации федерального имущества, формирует перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, не подлежащих приватизации, утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период) и контрольными полномочиями. Правительство РФ имеет право наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации.

Росимущество является преемником Государственного комитета РСФСР по управлению имуществом, образованным в 1991 году. Стоит обратить внимание, что с момента своего образования Росимущество объединило в себе полномочия по подготовке проекта прогнозного плана приватизации и продавца государственного имущества. До этого времени эти полномочия были разделены между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, образованным взамен Министерства имущественных отношений, реорганизованного в ходе административной реформы, и специализированным государственным учреждением при Правительстве РФ Российским фондом федерального имущества, соответственно. Формирование и проведение приватизационной политики в настоящий момент сосредоточены в одном ведомстве, что является положительным моментом в эволюции институтов приватизации. 24

Сложность темы приватизации обусловлена рядом причин. Прежде всего, чрезвычайная политизированность вопросов приватизации, мешающая взвешенному экономическому подходу к их рассмотрению. Приватизация в России с самого начала была задумана и осуществлена как политическая, а не как экономическая задача. Изменение социально-экономического устройства государства со сменой социалистической экономики, управляемой административно-командными методами, на рыночную требовало соответствующего изменения отношений собственности.

Понятие, принципы и субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

Правовую основу отношений в сфере приватизации составляет прежде всего Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В соответствии со ст. 1 названного закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и возмездности. Приватизация земель, природных ресурсов, жилищного фонда, недвижимого имущества, арендуемого субъектами МСП, регулируется специальными нормативными актами [1] .

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, предусмотренных законом.

  • [1] Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственнойсобственности субъектов Российской Федерации или в муниципальнойсобственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3615, 28 июля; Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» //СЗ РФ. 2003. № 9.Ст. 805, 3 марта.
Правовое регулирование договора приватизации
Оцените статью
Изображение - Правовое регулирование договора приватизации serjkamysh
Автор статьи: Сергей Камышов

Позвольте представиться. Меня зовут Сергей и я уже более 7 лет оказываю юридические услуги. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here