рассмотрение административного дела по месту жительства правонарушителя

Описание страницы: разъяснения о месте рассмотрения дела об административном правонарушении от профессионалов для людей.

Согласно статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс при заявлении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу, не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин.

При этом, такое ходатайство может быть отклонено с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

К таким случаям, помимо прочего, относятся возражение потерпевшего, обладающего процессуальными правами, аналогичными правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии – о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства и т.п.

Подведомственность рассмотрения дела об административном правонарушении по месту совершения административного правонарушения

Интересует практика обжалования определения районного суда о передаче жалобы по делу об административном правонарушении не по месту нахождения государственного органа, выносившего постановление о привлечении к административной ответственности, а по месту его совершения.

Читайте так же:  тарифы жкх в москве с 1 июля

Дважды один и тот же суд выносил определение, где дословно указывает : «Однако, как следует из разъяснений п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях (в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса) территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа».

В частью 3 статьи 28.6 дословно указывает: «В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, ЗАФИКСИРОВАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАБОТАЮЩИХ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса», и нет, не единого слова о подведомственности или рассмотрении дела по месту совершения правонарушения.

В статье 29.10 КоАП РФ «Постановление по делу об административном правонарушении» указываются требования к содержанию постановления, но нет указания на то, что оно должно рассматриваться только по месту совершения правонарушения.

Читайте так же:  где можно ездить на питбайке

Понимаю, что отдельный полк, отдельный батальон, обслуживающий территорию всей области (региона) находится в областном центре и рассмотрение тысяч жалоб на вынесенные постановления ложатся на один районный суд, и ссылка на п.30 Пленума ВС РФ позволяет перераспределить дела между судами.

Но насколько это соответствует задачам административного судопроизводства? Исходя их позиции Уполномоченного по правам человека Лукина, высказанной им в Заявлении от 13.10.2009 г., опубликованной в газете «Российская газета» 21 октября 2009 года, при рассмотрении дел об административном судопроизводстве отсутствует состязательность и на судьи возлагаются функции обвинения.

В частности, в Заявлении Уполномоченный по правам человека прямо указывает: «В настоящее время в судебном заседании по делам об административных правонарушениях отсутствует должностное лицо, каким-либо образом уполномоченное поддерживать и доказывать предъявленное нарушителю обвинение в совершении административного правонарушения. Участие прокурора в деле также не является обязательным, и Уполномоченному не известно ни одного административного дела, где бы названное должностное лицо выступало со стороны обвинения.

Единственными участниками в судебном процессе являются лишь судья, лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитник и секретарь судебного заседания.

В указанной ситуации бремя доказывания обвинения в судебном заседании целиком ложится на судью. В частности, Уполномоченный и его представители, присутствуя на различных судебных заседаниях по административным делам, неоднократно наблюдали, как судья вынужден по своей инициативе искать аргументы для опровержения доводов стороны защиты. Данное обстоятельство влекло недопустимый обвинительный уклон в оценке доказательств. Фактически сторона защиты в административном процессе противостоит не обвинению, а самому суду.

Таким образом, отсутствие состязательности в настоящий момент может превращать административное правосудие в репрессивный механизм, позволяющий быстро и эффективно реализовывать преследование граждан по своему произволу».

Нет видео.
Читайте так же:  смена снилс при смене фамилии через работодателя
Видео (кликните для воспроизведения).

В связи, с чем вопрос: у кого имелась практика обжалования таких определений? Кто готов обратиться в Конституционный суд РФ с заявлением о признании незаконным данного положения, при которой Верховный суд РФ создает дополнительные препятствия и трудности гражданам для доступа к правосудию в виде возложения на граждан обязанности нести дополнительные расходы на поездки в отдаленные суды областей, отказывая в ходатайствах стороне защиты обязать личное участие стороны обвинения в совершении вменяемого административного правонарушения.

При этом гражданам предоставлено право ходатайством о рассмотрении административного дела по месту жительства, а не по месту совершения правонарушения (часть I статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Особенности рассмотрения дела об административном правонарушении в суде: сроки, подсудность, порядок и сама процедура

Порядок рассмотрения административных правонарушений отличается от гражданских и уголовных. Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с ходом судебного заседания по административным делам.

Как проходит суд по административному правонарушению

Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.

Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса :

  • судья представляет правонарушителя;
  • разъясняет ему его права и обязанности;
  • принимает ходатайства, если они есть;
  • принимает отводы.

После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

Ведется ли протокол судебного заседания

Обычно нет. По ст. 29.8 КоАП РФ протокол заседания нужен, если дело рассматривает коллегиальный орган. При единоличном рассмотрении процесса судьей он не обязателен.

В законе не указано, что ведение документа запрещено. Если есть такая необходимость, судья может попросить секретаря вести протокол при ознакомлении с административным делом.

Правонарушитель может ходатайствовать о ведении протокола судебного заседания. Судья удовлетворит или откажет в удовлетворении такого ходатайства. При положительном решении ведется протокол об АП секретарем.

Читайте так же:  направление кадровой политики

Неявка в суд по административному нарушению

Для вынесения справедливого решения правонарушитель должен высказаться в свою защиту на процессе. Для этого судья предоставляет нарушителю право и вменяет обязанность присутствовать на заседании. Для этого участник своевременно уведомляется по правилам из ст. 25.15 КоАП РФ.

Как только гражданин получил уведомление установленным законом способом, в его обязанности входит явиться в суд к строго определенному времени. Неявка воспринимается, как нарушение обязанности и может повлечь за собой санкции. В том числе возможен штраф в размере 1000 рублей, но это решается на усмотрение судьи.

Например, если человека привлекают за управлением авто в состоянии опьянения и он не явился на процесс, то дело просто рассмотрят без его участия. А если привлекают гражданина за неуплату алиментов, то в данном случае могут оформить его принудительный привод или назначить штраф.

Если нарушитель отсутствует по уважительной причине, штраф не накладывают, а заседание переносят. К уважительным причинам относят :

  1. Неполучение вовремя уведомления. Если повестку прислали в день суда, этого достаточно для переноса заседания.
  2. Болезнь гражданина или одного из близких родственников, которую подтверждает справка из больницы.
  3. Чрезвычайное происшествие: катаклизм, стихийной бедствие и т.д.
  4. Отсутствие гражданина в городе или стране, подтвержденное документально. Туристический отдых по путевке не считается причиной для прогула заседания.
  5. Долгая командировка.
  6. Проблемы с транспортным сообщением.

Частая причина отсутствия ответчика – финансовые проблемы. Если нет денег на проезд, заседание могут перенести.

Если участник оповещен вовремя, но не явился в суд без причины, судья может вынести решение заочно на основании показаний и доказательств, имеющихся в деле. Решение выносится без ответчика, если нет причин неявки или они неуважительны, нарушитель умышленно тянет с завершением производства.

Отложение судебного разбирательства по делу об АП

Если гражданин не может присутствовать в суде по уважительной причине, он обязан сообщить об этом. Судья признает причину неявки уважительной и выносит определение по отложению заседания.

Читайте так же:  как объявить себя банкротом физическому

Отложение судебного разбирательства по административному делу возможно :

  1. Если нарушитель не явился в суд по уважительной причине.
  2. Если нарушитель ходатайствовал об отложении дела, и предоставил уважительную причину невозможности явиться на заседание.
  3. Если адвокат нарушителя, ходатайствовал о переносе дела по уважительной причине.

Участники, получившие уведомление, должны обратиться в судебный орган с ходатайством о переносе дела до начала судебного заседания. Если судья не уведомлен надлежащим образом в указанный срок, любая причина считается неуважительной и может стать основанием для вывода судом о нарушении процессуальных прав.

Когда рассмотрение дела переносят в другой суд

Правила регулирует ст. 27 ФЗ №21. Суд передаст дело по административному правонарушению в другой суд, если :

рассмотрение административного дела по месту жительства правонарушителя
Оцените статью
Изображение - рассмотрение административного дела по месту жительства правонарушителя serjkamysh
Автор статьи: Сергей Камышов

Позвольте представиться. Меня зовут Сергей и я уже более 7 лет оказываю юридические услуги. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here