Социальная норма потребления электроэнергии

Описание страницы: социальная норма потребления электроэнергии | жилсервис плюс 2020 от профессионалов для людей.

Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fenergovopros.ru%2Fupload%2Finformation_system_23%2F5%2F0%2F4%2Fitem_50437%2Finformation_items_50437

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день /ночь) или трехзонному (пик /полупик/ночь) тарифах. Для каждой из этих «зон » суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы. И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать » новую схему расчета на пилотных регионах. Опыт «пилотов » оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям. Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

Читайте так же:  Рекомендации по выбору этажа при покупке квартиры в новостройке

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением ). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят. Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется. Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки » — по другом. А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам. И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно ) и ночного (отдельно ) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

С 01.09.2013г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2013г.№ 614 расчет стоимости электрической энергии для населения производится с учетом социальной нормы потребления. При этом объем электроэнергии, потребленной в пределах социальной нормы оплачивается по пониженному тарифу, а электроэнергия, потребленная сверх социальной нормы — по повышенному тарифу.

Социальная норма электропотребления зависит от многих параметров, в том числе:

  • количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении — постоянно и временно;
  • типа жилого помещения — от его месторасположения(в городе или сельской местности), оборудования стационарными электрическими плитами, электроотопительными и электронагревательными установками;
  • от отнесения жилого помещения к аварийному или ветхому жилому фонду;
  • от проживания в жилом помещении одиноко проживающих пенсионеров (инвалидов) или семей пенсионеров.

В целях верного определения величины социальной нормы потребления электроэнергии, просим граждан — потребителей уточнить имеющуюся у ОПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» информацию (с предоставлением подтверждающих документов) о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц.

Величины социальной нормы потребления электроэнергии устанавливаются постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области (РСТ РО) и размещаются на данном сайте в разделе: «Льготы».

С 1 июня 2014 года постановлением РСТ РО от 29.05.2014 г. № 23/2 установлены коэффициенты сезонности к величине социальной нормы потребления электрической энергии.

Информация о величинах социальной нормы для различных групп домохозяйств и типов жилых помещений приведена на рисунке:

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tns-e.ru%2Fmedialibrary%2F57e%2F57eba7a5fc99165194ffe18f1e448f7b%2F2019_Sotsialnaya_norma

Возможно, ответ на Ваш вопрос уже есть в разделе Часто задаваемые вопросы

Социальная норма потребления электроэнергии в 2019 году

Причины введения социальной нормы потребления электроэнергии:

  1. Сейчас все граждане оплачивают электроэнергию по одинаковым ставкам, независимо от уровня потребления. Эти ставки ниже себестоимости, особенно льготные тарифы (для сельской местности и т.д.). Между тем, есть обеспеченные граждане, которые потребляют больше электричества, а оплату производят по таким же ставкам. Получается, что им государство помогает больше, чем малообеспеченным слоям населения. Социальная норма поможет распределить нагрузку более справедливо, по аналогии с прогрессивной шкалой налогообложения, когда богатые платят больше, чем бедные. По сути, социальная норма потребления электроэнергии – это мера поддержки социально уязвимых групп.
  2. Социальная норма на электричество поможет обеспечить справедливое распределение финансового бремени, уменьшится т.н. «перекрестное субсидирование», когда низкие тарифы для физлиц оплачиваются за счет высоких тарифов для юрлиц.
Читайте так же:  Порядок и способы признания факта принятия наследства и права собственности

Обратите внимание! Экспериментом в регионах вводилась соц.норма электроэнергии на человека, в 2019 году социальная норма на электричество будет установлена в расчете на точку подключения (на квартиру).

Важно! Социальная норма на электричество не означает ограничение объема потребления. Она влияет только на оплату.

Что это означает – социальная норма потребления электроэнергии?

Социальная норма на электричество – определенный объем потребления электроэнергии, который:

  • Устанавливается одинаковым для всех слоев населения;
  • Используется для расчета платы за электроэнергию;
  • Применяется только в случае использования электроэнергии для коммунально-бытовых нужд.

Обратите внимание! Вводимая в 2019 году социальная норма потребления электроэнергии 300 кВт-ч в месяц на точку подключения, согласно статданным, превышает средний уровень потребления по стране, который составляет 225 кВч-ч в месяц на домохозяйство.

Градация тарифов при введении социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Важно! Предполагается установить ступенчатую систему тарификации: те, кто потребляет электричество в повышенном размере (владельцы элитной недвижимости, в первую очередь), будут оплачивать электроэнергию сверх социальной нормы потребления по повышенным ставкам.

Система будет включать три ступени:

Базовый тариф для социальной нормы потребления электроэнергии

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F159%2F81%2F88%2F1929_t_100x67

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F159%2F81%2F88%2F1929_d_850

Тема дифференциации тарифов в зависимости от энергопотребления обсуждается в связке с перекрестным субсидированием в электроэнергетике (когда одна группа потребителей платит за другую). 19 сентября на совещании у Дмитрия Козака рассматривался комплекс мер по снижению объемов этого субсидирования, однако конкретные параметры дифференциации тарифов еще прорабатываются, сообщил “РГ” помощник Козака.

Появление соцнормы будет стимулировать развитие энергосбережения и снизит нагрузку на промышленность, считает замруководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев.

Обсуждение соцнормы – фактически реанимирование давней идеи. Как рассказывал три года назад на пресс-конференции в “РГ” замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, на тот момент обсуждался ввод трех диапазонов энергопотребления – менее 150 кВт/ч в месяц, от 151 до 600 и более 600 кВт/ч. По подсчетам минэнерго, в первую категорию попадали 73 процента населения (для них тариф за электричество фактически становился бы меньше на два процента). Во вторую категорию попадала четверть россиян (тариф выше на 12 процентов). За потребление электричества свыше 600 кВт/ч базовый тариф рос бы на 52 процента (это касалось всего двух процентов домохозяйств).

Льготные категории – многодетные семьи, инвалиды, одинокие пенсионеры и другие социально уязвимые слои населения – в основном потребляют менее 150 киловатт-часов (95 процентов), поэтому для них риск, что платежи вырастут, минимален. К тому же для них будут действовать пониженные тарифы по тому же принципу, что и сегодня.

В Красноярском крае понятие “соцнормы энергопотребления” было введено еще в 2005 году как одна из мер по защите неимущих и малообеспеченных слоев населения. По последним данным, норма “льготного” энергопотребления составляла 110 кВт/ч в месяц на одиноко проживающего и по 75 кВт/ч на каждого члена семьи. Цены на этот объем ниже, чем за его пределами. По данным энергетиков, большая часть абонентов укладывается в норму. Те, кто выходят за ее рамки, – чаще домохозяйства с множеством энергоемких приборов.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F159%2F80%2F55%2FTASS_7746915_t_310x206

В Орловской области новация появилась на пять лет позже по решению региональных властей. Тогда она составляла 200 кВт/ч в месяц на домохозяйство с одним человеком. С 1 сентября 2013 года там начался эксперимент по решению федеральных властей. Орловская область вошла в число шести пилотных регионов, однако все они сохранили право самостоятельно варьировать размеры тарифов и устанавливать местные льготы.

В Орле соцнорма – 190 кВт/ч в месяц, и она самая высокая среди пилотных регионов. Сейчас базовый одноставочный тариф в пределах соцнормы составляет 3,74 рубля за кВт/ч, сверх – 4,94 рубля. “Практика показала, что решение о введении соцнормы было оправданным и экономически целесообразным как для потребителей, так и для поставщиков услуг, – отметила начальник областного управления по тарифам и ценовой политике Елена Жукова. – Подавляющее большинство населения – 96 процентов – оплачивает электроэнергию в пределах соцнормы”.

Ростовская область тоже попала в “пилот”. На первого зарегистрированного в доме или квартире человека она составляет 96 кВт/ч, на второго – 60 кВт/ч, на последующих – 40 кВт/ч. Там в соцнормы укладывается 70 процентов потребителей.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fcdnimg.rg.ru%2Fimg%2Fcontent%2F159%2F64%2F68%2F5p_jkh_t_310x206

В принципе, привыкнув к новым расчетам, многие семьи ими даже довольны. В Нижнем Новгороде наш корреспондент встречался с горожанами. “В сентябре мы потратили 180 кВ/ч на 644,4 рубля. Если бы не соцнорма, то нам пришлось заплатить почти в два раза больше – 1119,6 рубля”, – говорит Светлана Матвеева.

Но не все так просто: в пилотных регионах были и проблемы. Например, в Ростовской области оказалось, что в соцнорму не могли уложиться многодетные семьи и жители ветхого и аварийного жилья, которое отапливалось электричеством. Кроме того, из-за жары летом здесь активно используют кондиционеры, что значительно повышает расход энергии. В итоге в регионе расширили список льготных категорий и ввели коэффициент сезонности. Эксперты считают, что опыт пилотных регионов необходимо проанализировать, прежде чем принимать окончательное решение.

Введение социальной нормы потребления электроэнергии в 2019 году

Правительство РФ предлагает установить для жителей многоквартирных домов и частных домовладений социальную норму потребления электроэнергии. За потребление электричества больше этой нормы будут установлены повышенные тарифы.

В планах российского правительства уже с 2019 года установить для бытовых потребителей так называемую социальную норму потребления электроэнергии. Журналисты выяснили, что вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак дал поручение главам Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС подготовить соответствующие проекты нормативных документов. Сделать это чиновники должны до середины января следующего года. Кроме того, чиновники рассматривают возможность упразднения льгот по оплате электроэнергии в домах, оборудованных электрическими плитами и негазифицированных, а также для сельских жителей. Сейчас эти две категории потребителей платят за свет по пониженным тарифам. Кстати, аналогичную схему введения дифференцированных тарифов по электроэнергии Правительство РФ уже предлагало в 2013–2014 годах, но там схема была еще жестче нынешней, как отмечают эксперты.

Читайте так же:  Оформление субсидии при покупке жилья по ипотеке

Суть этой меры заключается в том, что при превышении гражданином потребления минимальной установленной нормы электричество будет обходится ему существенно дороже: при превышении лимита резко вырастают тарифы.

Чиновники, как уже было сказано раньше, остановились на более щадящем для населения варианте. Потолок социальной нормы они намерены зафиксировать на уровне 300 кВт/ч. Такая норма потребления будет установлена «по точке потребления», то есть не на каждого человека, а на семью или любую группу людей, проживающих в одной квартире. Итак, электричество: в пределах 300 кВт/ч будет оплачиваться по льготному (стандартному) тарифу; в пределах от 300 кВт/ч до 500 кВт/ч — по повышенному тарифу; свыше 500 кВт/ч — по «экономически обоснованному» тарифу.

Чиновники подсчитали и указали в протоколе заседания, что в среднем расход электроэнергии средней российской семьи (2 взрослых и 1 ребенок) составляет 220 кВт/ч, поэтому, как уверены чиновники, в соцнорму уложатся практически все граждане. Проблема только в том, что большинство семей в России не состоит из двух взрослых и одного ребенка. А один человек в среднем по стране потребляет электроэнергии порядка 90 кВт/ч в месяц. Поэтому и средний показатель фактически занижен, особенно для тех домов, где пользуются электрическими плитами. Поэтому очевидно, что если новая схема будет принята и заработает, за электричество россиянам придется платить больше.

Введение социальной нормы потребления населения электроэнергии входит в правительственную программу по оптимизации льгот. В частности, речь идет о так называемом перекрестном субсидировании — повышения цен для одних групп потребителей в целях снижения тарифов социально незащищенным гражданам. В планах чиновников тратить на субсидии не более 89 млрд рублей в год, но это не получается.

Чтобы достичь такого показателя, придется повысить тарифы ЖКХ для населения сразу на 13,9% в год. И делать это ежегодно. Поскольку такого повышения, к тому же без экономических обоснований, население не поймет, решено организовать вот такое «скрытое» подорожание пока только электроэнергии. Но если план сработает, не исключено появление социальных норм на холодную и горячую воду, а также газ.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чиновники заверили журналистов, что продолжат выделять субсидии, в том числе и на оплату электричества, всем гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Однако категории потребителей, приравненных к населению, они намерены сокращать, удалив из перечня: садоводческие и огороднические товарищества; гаражные кооперативы; хозяйственные постройки граждан (сараи и погреба); религиозные организации; жилье при воинских частях; места лишения свободы, которые сейчас отнесены к бытовым потребителям с соответствующими тарифами.

Если их удалят из этого списка, для них будет применятся промышленный тариф, который существенно выше. Кроме того, для сельских жителей и граждан, проживающих в квартирах, оборудованных электроплитами, предусмотрено «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0,7 до 1. Это значит, что льготных тарифов для этих категорий потребителей скоро больше не будет.

Социальные нормы потребления электроэнергии. Посчитали и удивились

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fgisee.ru%2Fupload%2Fiblock%2Ff72%2Ff724f3723be253c1a8f0d84b21035c11

Предстоящее введение социальных норм потребления электроэнергии вызывает множество споров. О том, где заканчиваются границы разумной экономии и начинаются различные формулировки пресловутого увеличения тарифов ЖКХ, читайте в обзоре «Разумная» экономия: россиянам придется выбирать между чайником и утюгом».

С 1 сентября этого года в нескольких российских регионах начал действовать пилотный проект по применению так называемых социальных норм потребления электроэнергии.

Суть нововведения заключается в том, что в пределах обозначенной нормы тарифы на электричество будут снижены, а за ее пределами — несколько повышены. Чиновники всех уровней уверяют нас, что от этой инициативы выиграют те, кто энергию экономит, те же, кто расходует много электричества, — будут вынуждены оплачивать излишки по завышенному тарифу.

Соцнорма потребления электроэнергии. На что хватит «энергопайка»

Социальную норму устанавливают местные власти индивидуально в каждом регионе. С сентября проект начал работать в Забайкальском и Красноярском краях, а также во Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской и Самарской областях. При этом с 1 июля 2014г. социальные нормы будут введены по всей России.

Инициаторы проекта убеждают, что для 70% населения тарифы останутся на прежнем уровне или будут несколько снижены, лишь 30% потребителей столкнутся с выбором: урезать потребление электроэнергии сверх данной нормы или платить по завышенной ставке. Лимиты энергопотребления разнятся от региона к региону.

Минимальные установлены в Нижегородской и Владимирской областях — 50 кВт*ч, в Забайкальском и Красноярском краях — 65 кВт*ч и 75 кВт*ч соответственно, в Ростовской области — 96 кВт*ч. Больше всего повезло жителям Самарской и Орловской областей — им разрешено тратить по 150 кВт*ч в месяц на человека. Таким образом, усредненное значение по России составляет порядка 70 кВт*ч.

Давайте попробуем рассчитать, на что хватит социальной нормы электричества, которую россияне, по мнению законодателей, не должны превышать, и сколько энергии «съедят» приборы, которые попали в список излишеств.

Объекты энергопотребления, которые есть в каждом доме — это холодильник (30 кВт*ч), стиральная машина (20 кВт*ч), телевизор (20 кВт*ч), компьютер (30 кВт*ч), чайник (15 кВт*ч), утюг (10 кВт*ч), лампы освещения (15 кВт*ч). В скобках приведено ежемесячное энергопотребление каждого прибора при минимальном пользовании им. При стандартном наборе электроприборов и минимальном их использовании получается цифра 140 кВт*ч.

А теперь давайте прибавим сюда приборы, которые уже давно перестали быть роскошью и встречаются во многих домах. Микроволновая печь (6 кВт*ч), посудомоечная машина (20 кВт*ч), кондиционер (40 кВт*ч), зарядки для гаджетов.

Кроме того, не надо забывать, что отдельная статья энергопотребления — общедомовые нужды (освещение в подъезде, лифты), расходы на которые будут делиться между всеми жильцами.

Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии proxy?url=https%3A%2F%2Fgisee.ru%2Farticles%2Fe0142d5104acd53b2b713cd1861e8590

Исполнительный директор НП ЖКХ «Развитие» и один из главных инициаторов проекта Андрей Чибис считает, что большей части потребителей бояться нечего: «Подавляющее большинство населения будет платить по ценам, которые растут более низкими темпами и не будут превышать уровня инфляции, нежели та электроэнергия, которая будет за рамками социальной нормы». Он заверил, что большая часть пользователей от этой меры ни в коем случае не пострадает.

Читайте так же:  Как узнать, когда будет капремонт дома

«Большинство населения, которое умеет разумно подходить к использованию энергии, даже получит более дешевую электрическую энергию, чем ранее», — добавил он.

Другого мнения придерживается эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев. «Думаю, оплата увеличится, потому что пороговый уровень соцнормы, я предполагаю, будет установлен ниже, чем реальные обычные естественные потребности граждан», — говорит он.

Д.Гордеев аргументировал свою позицию тем, что современные дома оборудованы большим количеством достаточно мощной техники. «Я очень скептически отношусь к тому, что 70% населения будет укладываться в установленную норму с учетом большого количества приборов, потребляющих электроэнергию», — резюмировал он.

Продолжение нормирования потребления. «Обезвоживание» населения

Позднее стало известно, что аналогичные меры распространятся и на потребление воды. Поводом к «реформе» стал высокий износ основных фондов и несоответствие воды стандартам качества. Коммунальщики предложение поддерживают: они считают, что введение соцнормы заставит россиян экономнее относиться к потреблению воды и снизит нагрузку на сети.

По словам А.Чибиса, если в 2014г. пилотный проект будет реализован успешно, в 2015г. введут социальную норму на водоснабжение. «Подход точно такой же: для большинства населения, которое разумно потребляет, ничего не изменится. Что касается тех, у кого есть огромные участки — если они будут превышать норму, будут платить дороже», — отметил он.

Объясняя механизм действия программы, А.Чибис отметил, что сократится потребление воды, а также необходимость инвестировать в строительство новых очистных сооружений и инфраструктуру. По его словам, эти деньги в рамках тарифа и инвестиционной составляющей платежей пойдут на модернизацию уже действующей инфраструктуры.

«Сегодня потребление воды у нас чуть ли не в два раза превышает среднеевропейское, потому что мы не приучены экономить. Постепенно в течение пяти лет эти меры должны привести к эффективному потреблению ресурсов, включая воду», — резюмировал эксперт.

Д.Гордеев объясняет введение драконовских мер далеко не стремлением законодателей облегчить жизнь добросовестным потребителям. «Энергетики неслучайно эти нормы лоббируют — они не думают о том, чтобы потребление электроэнергии было меньше, потому что это равносильно тому, чтобы пилить сук, на котором они сидят. Если будет меньше потребление, они будут меньше получать. Они лукавят. Главный расчет — что за счет оплаты по повышенной ставке тарифа они получат больше средств», — объяснил эксперт.

Стоит отметить, что социальные нормы на воду и электричество — не ноу-хау российских властей, подобные меры давно действуют практически во всех развитых странах. К слову, в Европе размер соцнормы не сильно отличается от того, который собираются ввести в России: он составляет от 100 до 150 кВт*ч в зависимости от государства.

Однако соцнормы там работают в едином комплексе. Например, чтобы сократить потребление воды, экономные европейцы моют посуду только в посудомоечной машине. Чтобы сэкономить на электричестве, покупают современную технику с самым продвинутым классом энергопотребления.

Кроме того, нельзя забывать о климатических особенностях и техническом состоянии всей коммунальной инфраструктуры. Действуют и разнообразные социальные программы, которые позволяют использовать более выгодные тарифы: к примеру, для людей с низким уровнем доходов.

В Великобритании одна из компаний намерена предложить некоторым клиентам бесплатное электричество по субботам, чтобы они переносили большую долю затрат электроэнергии на выходные, когда нет большого спроса со стороны промышленных предприятий. Услуга будет доступна только тем британцам, у кого дома установлены «интеллектуальные счетчики». Во что выльется эта инициатива для большинства россиян, покажет время. Пока же предельно ясно, что «втиснуться» в установленную соцнорму будет достаточно проблематично.

В конце января 2019 года Правительство РФ окончательно отказалось от введения социальной номры на электричество.

В сентябре 2018 года Правительство РФ вновь вернулось к вопросу о социальной номре на электричество. Теперь предлагается следующая схема: соцнорму хотят установить в размере 300 кВт.ч в месяц на одну точку подключения и она будет оплачивается по базовому тарифу, а потребление свыше 300 кВт.ч – по повышенному, свыше 500 кВт.ч – по экономически обоснованному.

Ранее в Правительстве РФ уже был похожий проект.

Согласно проекту Постановления Правительсва РФ социальные нормы на свет, действующие сейчас в некоторых регионах, с 01.07.2016 должны быть отменены. Вместо этого появятся два новых варианта расчета стоимости электроэнергии. За нее при наличии специального счетчка можно будет платить по трехзонному тарифу, когда в сутках выделяют три периода: пик, полупик, ночь и “привязывают” к ним стоимость электроэнергии. Либо выбрать другую схему, по которой величина оплаты зависит от того, сколько электроэнергии было потрачено за месяц. В этом случае за 150 киловатт-часов можно будет платить по минимальному тарифу.

Согласно Постановлению Правительсва РФ от 29.02.2016 № 151:

срок введения социальной нормы на электричество отменяется в тех субъектах РФ, в которых не проводился пилотный проект по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), должны были до 1 апреля 2016 года установить социальные нормы потребления электрической энергии (мощности);

устанавливается порядок введения социальной нормы потребления в указанных субъектах РФ по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Одновременно с этим устанавливается порядок введения социальной нормы потребления в указанных субъектах РФ по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) – определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам) (статья 3 Закона № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”).

В настоящее время электроэнергия расходуется неэкономно, что вынуждает нашу Родину искать новые пути стимулирования бережного расходования электроэнергии. В результате таких поисков были приняты следующие нормативные акты:

Читайте так же:  Как поменять прописку — порядок смены регистрации в 2019 году

Закон № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, которым закреплены принципы рационального расходования электроэнергии;

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 “О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)”, которым утвержден порядок расчета платы за электроэнергию с применением социальной нормы потребления, изложенный в Положении об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение).

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 расчеты населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) – для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляются:

с 1 сентября 2013 года в:

Забайкальском крае (социальная норма – 65 кВт на 1 человека в месяц);

Красноярском крае (социальная норма – 75 кВт ч/мес);

Владимирской области (социальная норма – 50 кВт ч/мес);

Нижегородской области (социальная норма – 50 кВт ч/мес);

Орловской области (социальная норма – 190 кВт ч/мес);

Ростовской области (социальная норма – 96 кВт ч/мес).

в остальных субъектах Российской Федерации – с 1 июля 2016 года:

в Санкт-Петербурге (проект расчета) – в квартире с электроплитой – 130 кВт/ч (308 рублей по действующему тарифу), семья из двух человек – за 235 кВт/ч (556 рублей), из трех – за 320 кВт/ч (758 рублей)

Порядок расчета социальной нормы на электроэнергию

Размер социальной нормы каждый регион определяет самостоятельно, исходя из выборочных данных об объеме потребления электроэнергии.

Базовая величина социальной нормы определяется на уровне региона, далее конкретная норма для каждого домохозяйства рассчитывается отдельно. При этом учитываются несколько факторов:

количество официально зарегистрированных жителей домохозяйства;

тип жилого помещения (в зависимости от расположения жилья (городская или сельская местность), наличия официально установленных электроплит, электроотопительных и электронагревательных установок);

категории населения (пенсионеры, обитатели аварийного или ветхого жилого фонда).

Для расчета социальной нормы определяется так называемая группа домохозяйств. Согласно п. 12 Положения существует 6 групп:

первая группа домохозяйств – с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке;

вторая группа домохозяйств – с двумя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

третья группа домохозяйств – с тремя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

четвертая группа домохозяйств – с четырьмя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

пятая группа домохозяйств – с пятью и более лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

шестая группа домохозяйств (в расчете на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства.

С увеличением количества зарегистрированных в жилом помещении лиц возрастает и социальная норма — для второго члена семьи надбавка составит 50 кВт/ч в месяц, а для каждого последующего — 20 кВт/ч в месяц.

Другим показателем, влияющим на размер социальной нормы, является тип жилого помещения, которых также установлено 6 типов:

жилые помещения в городских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее – электронагревательные установки);

жилые помещения в городских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованные в установленном порядке электроотопительными и электронагревательными установками;

жилые помещения в городских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками;

жилые помещения в сельских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками;

жилые помещения в сельских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованные в установленном порядке электроотопительными и электронагревательными установками;

жилые помещения в сельских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками.

Имеющим кухонную электроплиту домохозяйствам полагается надбавка, размер которой устанавливается также регионом и не может превышать 90 кВт/ч в месяц на человека. При расчете социальной нормы не учитывается электроэнергия, расходуемая на централизованное горячее тепло- и водоснабжение, но если оно в жилом помещении отсутствует, также применяются соответствующие надбавки:

не более 3 000 кВт/ч в месяц на одно домохозяйство на электроотопление в течение отопительного периода;

100 кВт/ч в месяц на одного человека, если в доме есть отопительная установка, работающая по принципу водоподогрева (круглогодично) (п. 7 Методики расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)).

Льготы предоставлены одиноко проживающим пенсионерам (по старости или по инвалидности). Для них в первый год применения социальной нормы размер платы за весь объем потребленной электроэнергии рассчитывается по тарифу соцнормы. А начиная со второго года к социальной норме для таких домохозяйств применяется повышающий коэффициент 1,5.

Размер социальной нормы может также увеличиваться в зависимости от состояния жилого помещения с учетом следующих повышающих коэффициентов:

1,5 – для домохозяйств в аварийном жилом фонде либо ветхом жилом фонде со степенью износа более 90%;

1,2 – для домохозяйств в ветхом жилом фонде со степенью износа более 70%

Социальная норма потребления электроэнергии
Оцените статью
Изображение - Социальная норма потребления электроэнергии serjkamysh
Автор статьи: Сергей Камышов

Позвольте представиться. Меня зовут Сергей и я уже более 7 лет оказываю юридические услуги. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here