в каких случаях трамвай уступает дорогу

Описание страницы: трамвайные пути как элемент дороги: особенности правового режима от профессионалов для людей.

Трамвайные пути как элемент дороги в Правилах дорожного движения России по странному стечению обстоятельств оказались в самом настоящем правовом вакууме.

Пробелы в правовом регулировании не восполнены и судебной практикой – у российской Фемиды нет единообразного подхода. Но вопросов предостаточно. Возможно ли расположение трамвайных путей на проезжей части дороги? Разделяют ли необособленные трамвайные пути дорогу структурно на несколько проезжих частей? «Препятствие» на трамвайных путях – что за зверь? Исходя из смысла п. 1.2 ПДД или же некая иная субстанция?

Очевидных ответов нет, да и в судебной практике есть разные, диаметрально противоположные по смыслу решения, отнюдь не восполняющие указанные пробелы. Скорее наоборот – некоторые судебные акты только добавили противоречий и привнесли неразрешимую двусмысленность.

Для начала обратимся к понятийно-категориальному аппарату Правил.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (п. 1.2 ПДД).

По смыслу приведенной дефинитивной нормы трамвайные пути есть отдельный элемент дороги.

Согласно п. 1.2 Правил проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Правила не содержат ни эксплицитных указаний, ни имплицитных оговорок относительно возможности/невозможности расположения трамвайных путей на проезжей части дороги.

Конвенция о дорожном движении (ст. 29) допускает расположение трамвайных путей на проезжей части.

Согласно ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС – 014 – 2011) "проезжая часть автомобильной дороги" – конструктивный элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.

В ПДД РФ определено назначение проезжей части как атрибутивного элемента дороги. Но проезжая часть объективно не является «вотчиной» исключительно безрельсовых транспортных средств.

Читайте так же:  специальная правоспособность юридического лица это

Да, и как быть с «препятствием» на необособленных трамвайных путях?

Препятствие – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

В каком случае (на фото ниже) действия водителя следует квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ (привилегированный состав)?

Обратимся к СП 98.13330.2018 «Трамвайные и троллейбусные линии. СНиП 2.05.09-90» (далее – СП).

В зависимости от местных условий трамвайные пути следует предусматривать:
– на самостоятельном (обособленном) полотне – все виды трамвайных линий;
– в профиле улично-дорожной сети на обособленном полотне;
– в профиле улично-дорожной сети на совмещенном полотне (п. 4.6 СП).

Обособленное трамвайное полотно – трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети, не предназначенные для движения безрельсового транспорта (п. 3.22 СП).

Самостоятельное трамвайное полотно – трамвайные пути, расположенные вне улично-дорожной сети (п. 3.34 СП).

Совмещенное трамвайное полотно – трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети на одном уровне с проезжей частью, по которым разрешено движение безрельсовых транспортных средств (п. 3.37 СП).

При расположении линии трамвая в профиле улично-дорожной сети допускаются любые комбинации взаимного размещения проезжих частей и трамвайных путей каждого из направлений. Как правило, трамвайные пути следует размещать на обособленном полотне, по оси улицы в разделительной полосе либо в иной конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.) (п. 4.6 СП).

Предпочтительным является размещение трамвайной линии на обособленном или самостоятельном полотне по оси улицы в разделительной полосе или в другой конфигурации (по одной или обеим сторонам улицы, с использованием дублеров и т.п.).

Читайте так же:  пример административного нарушения

Допускается размещение (при отсутствии другой возможности) на совмещенном полотне с обязательной разработкой мероприятий по организации дорожного движения, препятствующих созданию заторов, парковке транспортных средств на трамвайных путях и другим возможным причинам задержки движения трамвая.

Обособленное трамвайное полотно следует отделять от проезжих частей улиц, тротуаров и велосипедных дорожек разделительными полосами и другими техническими средствами организации дорожного движения, запрещающими доступ безрельсового транспорта.

Скоростные линии наземного трамвая следует проектировать на обособленном полотне, расположенном вдоль магистральных улиц, или на самостоятельном полотне – вне пределов населенных пунктов (п. 4.7 СП).

Таким образом, внятного ответа на вопрос о возможности расположения необособленных трамвайных путей на проезжей части российское законодательство не даёт. Но очевидно – трамвайные пути, физически расположенные в профиле улично-дорожной сети (совмещенное трамвайное полотно), объективно содержат все признаки проезжей части дороги.

Дорожный знак 5.15.2 "Направления движения по полосе" над трамвайными путями.

Разделяют ли необособленные ТП дорогу на несколько проезжих частей? Вряд ли возможно дать утвердительный ответ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необособленные трамвайные пути производны от проезжей части, соприродны ей.

Отрицать очевидное, опираясь на терминологические антагонизмы – путь в никуда.

Восполнить указанные пробелы возможно: а) нормативно, путём внесения изменений и дополнений в Правила дорожного движения (что маловероятно); и/или же б) судебным толкованием указанных норм, формированием единообразия судебной практики.

Представляется, именно выверенное судебное толкование, основанное в том числе на конституционном принципе правовой определённости, наиболее перспективно в настоящих условиях.

Тема 14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

Водители не должны ни начинать, ни возобновлять, ни продолжать движение, ни производить никаких маневров, если это приведет к изменению направлению движения или скорости пешехода.

Читайте так же:  оформить льготу на жкх через госуслуги

Но в жизни как обычно бывает?

Водитель еще издали заметил пешехода, собирающегося переходить дорогу. Но стремясь сократить время проезда, тормозить он начал только прямо перед самым пешеходным переходом. И своими действиями напугал пешехода. Увидев несущееся на него транспортное средство, человек был вынужден остановиться или даже вернуться на тротуар.

Остановившись перед переходом, водитель жестом предлагает пешеходу пройти. Но пешеход думает: «Я еще жить хочу» и тоже жестом показывает, чтобы проезжал водитель. И так они стоят и препираются, а время-то идет. К тому же получается, что водитель в данной ситуации не уступил дорогу пешеходу, ведь последний изменил направление движения.

Другая ситуация. Пешеход, заметив быстро приближающееся транспортное средство, ускорил движение через пешеходный переход, чтобы остаться в живых. Водитель проехал у него за спиной. Но также не выполнил требование ПДД – не уступил дорогу пешеходу.

Но допустим, водитель заранее снизил скорость перед пешеходным переходом и остановился. Пешеход прошел проезжую часть перед автомобилем и начал переходить встречную полосу. Можно ли данному водителю начать движение?

Правила это не запрещают. Но нужно учитывать, что в какой-то момент пешеход может вспомнить, что не выключил дома утюг. Он может резко развернуться и стремительно побежать в обратном направлении. А пешеходный переход – это его «вотчина», где он имеет преимущество. Так что водителю нужно быть максимально бдительным и осторожным.

А вот если пешеход стоит на тротуаре и не показывает намерения переходить дорогу, то останавливаться перед «зеброй» не нужно. Может он и идти никуда не собирается, а просто ждет кого-то, а вы его под колеса «заманиваете».

Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость другое транспортное средство, то прежде, чем выехать на переход, нужно убедиться, что из-за соседней машины неожиданно не выскочит на дорогу пешеход.

Читайте так же:  банк дом рф военная ипотека

Причина остановки транспортного средства, движущегося по соседней полосе, может быть любая. Но чаще всего водители притормаживают, пропуская пешехода.

Пока горит красный сигнал возле пешеходного перехода, водители терпеливо ждут, когда люди пересекут проезжую часть. Но что если кто-то не успел, а на светофоре уже зажегся зеленый?

Даже при включении зеленого сигнала светофора водителям необходимо проявлять бдительность и толерантность к пешеходам. Дайте им остаться в живых, то есть добраться до спасительного тротуара. К тому же этого требуют ПДД.

Запрещается выезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор.

Такая ситуация может заставить водителя остановиться непосредственно на пешеходном переходе, тем самым перекрыв движение пешеходам. А те, как зайцы, будут вынуждены бегать между машинами, подвергая всех участников дорожного движения опасности.

Если на дороге появились слепые пешеходы (даже не на переходе), их необходимо пропустить.

Но как их узнать?

Слепых пешеходов сразу видно по трости белого цвета. Она может быть поднята вверх или опущена вниз – значения не имеет. Уступить придется в любом случае.

Если посредине проезжей части расположились трамвайные пути, водители обязаны остановиться, пропуская пешеходов на посадку-высадку в зоне остановки со стороны дверей.

Это правило в основном соблюдается, что приятно. Но в задачах есть вопрос:

Подъехав к трамваю попутного направления, остановившемуся у посадочной площадки, которая расположена посередине дороги, водитель должен:
1. Уступить дорогу пешеходам, идущим к трамваю или от него.
2. Остановиться и продолжить движение только после закрытия дверей трамвая.
3. Остановиться и продолжить движение только после начала движения трамвая.

Наверняка вам приходилось наблюдать картину, как человек стремглав летит к трамваю, опаздывая на работу, а водитель трамвая, выдержав паузу, захлопывает дверь перед самым его носом (мол, просыпаться надо раньше). И потенциальный пассажир оказывается «заложником» на проезжей части. Поэтому приоритет за пешеходами. Верный ответ – 1.

Читайте так же:  какие знаки разрешают выполнить разворот

Теоретически вы можете продолжать движение, не дожидаясь закрытия дверей и начала движения маршрутного транспортного средства. Однако, вы будете в ответе за неожиданно выскочившего в последний момент пассажира. И в случае травмы будете выплачивать компенсацию на восстановление его здоровья.

Помните, что при посадке и высадке детей в случае организованной перевозки, водитель обязан включать аварийную сигнализацию.

Но, допустим, водитель уже высадил детей и выключил аварийную сигнализацию. Дети стоят за автобусом. Только не все стоят смирно.

Непослушный сорванец может внезапно выскочить из-за автобуса, прямо под колеса проезжающего мимо автомобиля. Поэтому, подъезжая к транспортному средству, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен быть готов ко всяким неожиданностям.

в каких случаях трамвай уступает дорогу
Оцените статью
Изображение - в каких случаях трамвай уступает дорогу serjkamysh
Автор статьи: Сергей Камышов

Позвольте представиться. Меня зовут Сергей и я уже более 7 лет оказываю юридические услуги. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here